Буквы а о в конце наречий упражнения

Карточки-упражнения по теме Правописание наречий
Буквы а о в конце наречий упражнения. Карточки-упражнения по теме Правописание наречий Не хило дерется; не истово кричит; не вежливо разговаривает; не брежно пишет; не умело играет; не прочно, а слабо пришита пуговица; ничуть не скучно.

Карточки-упражнения по теме «Правописание наречий»

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

Шагнуть влев. справ. обгоняет грузовик, уйти засветл. задолг. до приказа, добраться затемн. вытереть досух. изредк. интересоваться, начать занов. засидеться допоздн. вылизать дочист. наскор. перекусить, надолг. запомнить.

Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов -о, -а в наречиях.

1. Окна вагона часто были наглух. залеплены снегом (Гайд.). 2. На выходе из села открылись направ. и налев. чудесные виды (Сол.). 3. Мать тотчас же отняла у них Гека, потому что испугалась, как бы сгоряч. его не стукнули о деревянный потолок (Гайд.). 4. И справ. и слев. низина клубилась туманом (Наг.). 5. Такой привилегией он пользовался издавн. вероятно, как больничный старожил (Ч.).

Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов -о, -а в наречиях.

6. У Кати для раздумья времени было досыт. (А. Т.). 7. Медведь взревел и замертв. упал (Крыл.). 8. Я занов. переписал рассказ (Пауст.). 9. Изредк. с пустынной станции доносились гудки единственного маневрового паровоза (Пауст.). 10. Шацкий сначал. дичился меня, потом привык и начал разговаривать (Пауст.). 11. Я с жаром предавался охоте и почти всегда возвращался рано или по крайней мере засветл. (П.).

Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов -о, -а в наречиях.

12. Он мычал и бил всех наотмашь направ. и налев. (Пауст.). 13. Лошадь все воротила вправ. и потому Василий Андреевич все время сворачивал ее влев. (Л. Т.). 14. Я спокойно шел, спуская Жульку бегать перед собой справ. налев. и обратн. слев. направ. (Пришв.). 15. Через два часа наступление возобновилось сызнов. (Ш.). 16. Обыкновенно свой маршрут я никогда не затягивал до сумерек и останавливался на бивак так, чтобы засветл. можно было поставить палатки и заготовить дрова на ночь (Арс.). 17. Я еду и от нечего делать читаю вывески справ. налев. (Ч.).

Упражнение 3. Допишите наречия. Запрост. досыт. начист. набел. затемн. насух. искос. надолг. дотемн. намертв. изредк. воедин. сызнов. добел. докрасн. сдур. сгоряч. направ. слев. Степь выжидающ. молчала. В палисаднике стало свеж. и пахуч. Горяч. билось сердце. Докладчик говорил слишком общ. Угрожающ. надвигалась огромная лохматая туча. Ослепляющ. сияло солнце. Учиться блестящ. Войскам становится невмоч. Двери открыты настеж. Он ушел проч. Уснули далеко за полноч.

Упражнение 4. В соответствии с правилом написания наречий, оканчивающихся на шипяшую, запишите следующие словосочетания.

Удалиться проч. ударить наотмаш. выйти замуж. отворить окно настеж. пуститься вскач. ждать невтерпеж. сплош. зарасти сорняками, упасть навзнич.

Упражнение 5. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Настеж. ворота тяжелые (Бл.). 2. Уж. сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.). 3. Ты напроч. уходишь, чужая (Нар.). 4. Под гору вскач. а как на гору — хоть плачь (Посл.). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш. хлыстом поперек лица (Пауст.).

Упражнение 5. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош. ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич. на песок (Л.). 8. Мы шли дорогой, сплош. покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж. под косой трава валилась, под серпом горела рожь (Н.).

Упражнение 6. Выберите правильный вариант написания наречия.

1) Все равно (не-ни)куда спешить. 2) Он (не-ни)сколько не был похож на мать. 3) (Не-ни)откуда было ждать помощи. 4) Вам (не-ни)зачем рисковать. 5) В молодости ему было все (не-ни)почем. 6) Друзья (не-ни)мало не сомневались в успехе.

Упражнение 7. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. Братья (н. )сколько не сомневались, что отец не будет шутить и сдержит свое слово (М.-С.). 2. Думать было (н. )когда, уходить (н. )куда (Б. П.). 3. Он (н. )где не мог найти работы (Пауст.). 4. До этого случая Шамет слышал много солдатского вранья, но сам (н. )когда не врал (Пауст.). 5. Только казакам (н. )(от)куда взяться (Сер.). 6. (Н.-.)сколько раз я замечал сверху, из сада, Анфису на берегу Быстрой Сосны (Пауст.).

Упражнение 7. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

7. Местность кругом была ровная, прятаться было (н. )где (Б. П.). 8. В Головлеве он (н. )(от)куда не встречал не только прямого отпора, но и даже малейшего косвенного ограничения (С.-Щ.). 9. Честно говоря, детские и юношеские годы (н. )когда не обходятся без экзотики (Пауст.). 10. Где (н. )когда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась (Н.).

Упражнение 8. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Им всегда (н. )когда, (н. )куда пойти, (н. )зачем беспокоиться, (н. )куда не выходить, (н. )где остановиться, (н. )где не задерживаться, (н. )как не мог прийти, (н. )сколько не обидеться, (н. )о чем не спорить, (н. )чуть не огорчиться, (н. ) (от)куда ждать помощи, (н. )(от)куда не ждать вестей, (н. )чему не радоваться.

Упражнение 9. Раскройте скобки, используя одну из частиц.

1. По окончании школы сын объявил родителям, что (ни, не)куда из деревни не уедет и уезжать ему (ни, не)куда и (не, ни)зачем.2. (Ни, не)откуда не доносилось ни звука. 3. Здесь (ни, не)когда жил старый граф. 4. Путникам (ни, не) где было переночевать. 5. Он (ни, не) откуда не мог получить помощи.

Упражнение 9. Раскройте скобки, используя одну из частиц.

6. Мальчик с полдороги вернулся домой, хотя ему (ни, не)зачем было возвращаться. 7. Волк, евши, (ни, не)когда костей не разбирает. 8. Вот этого я (ни, не)как не понимаю. 9. Отступать (ни, не)куда. 10. Там (ни, не)когда гулял и я (П.). 11. Все было тихо, огней (ни, не)где не было видно.

Упражнение 10. Спишите предложения, раскрыв скобки.

1. Недоразумения часто бывают (от)того, что люди не понимают друг друга. 2. Он умеет находить смешные стороны в людях и любит (по)этому поводу острить. 3. Местоимения с предлогами и местоименные наречия созвучны по произношению, (по)этому очень важно их различать. 4. Туристы решили остановиться на ночлег (за)тем лесом. 5. (От)того леса до ближайшей деревни километров двадцать. 6. Сначала мы разобьем палатки, приготовим дрова, а(за)тем на костре будем готовить ужин.

Упражнение 10. Спишите предложения, раскрыв скобки.

7. (По)чему ты готовишься к экзамену: по учебнику или по конспекту? 8. (От)чего ты мало читаешь? 9. (От)чего бы ты скорее отказался: от туристического похода или от отдыха на берегу моря? 10. (По)чему ты так решил? 11. И (за)чем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? (Л.). 12. Скажика мне, красавица, (от)чего я видел тебя сегодня на кровле? (Л.). 13. Вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю (от)чего, она произвела на меня самое неприятное впечатление (Л.).

Упражнение 11. Перепишите и раскройте скобки.

(В)дали виден лес — (в)дали голубой скрылся пароход; (в)высь поднимается дым — (в)высь небесную взлетел голубь; (в)век не забыть мне друга — (в)век электроники; (в)накидку носит пальто — (в)накидку из парчи одета; (во)время прийти — (во)время летнего отпуска; (к)верху поднять голову — (к)верху палатки прикрепить флажок; (на)лицо были ошибки — (на)лицо упала прядь волос; (на)завтра будет веселье — (на)завтра перенести совещание; (на)верх подняться — (на)верх горы взобраться.

Упражнение 12. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

7. Он обладал чудовищной силой, с ножом ходил на медведя (один) (на) один (Гил.). 8. В лесу этом всякого зверя (видимо) (не) видимо (Пришв.). 9. Завязав лапти (крест) (на) крест, он поднес сургуч к огню (Фед.). 10. Эти слова я (перво) (на) перво разучу (Ш.). 11. Там, говорят, (тьма) тьмущая людей и машин (Закр.). 12. (Только) только я взялся за ручку двери, раздался выстрел (Пришв.).

Упражнение 13. Выделенные слова и словосочетания замените наречиями с приставкой по-. Составьте с некоторыми из них предложения.

Образец: жить как прежде — жить по-прежнему.

Сделать иначе; разделить на всех одинаково; поступить со знанием дела; простить как друга; светить как летом; вести хозяйство как крестьянин; дружить искренне; говорить на немецком языке; занятие, видимо, не состоится; поступить как товарищ; одеваться на французский манер.

Упражнение 14. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

1. Зной был нестерпим (по) прежнему (Т.). 2. Все замерли в ожидании, что (вот) вот выскочит заяц (Пришв.). 3. [Плыла] очень пестро (по) египетски раскрашенная нильская барка (Леск.). 4. Однако ж мы как (то) понимали друг друга (Ланч.). 5. Зеленоватая волна скользила мимо, (чуть) чуть вспухая и урча (Т.). 6. У Якова других родных не было, мать его (данным) давно умерла (Т.).

Упражнение 14. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

13. По ясному небу (едва) едва неслись высокие и редкие облака (Т.). 14. Бабы взялись за оглобли, мужики принажали сзади, и так (мало) (по) малу поставили воз на дорогу (Пришв.). 15. В это время в лесу (только) только начинается красивая борьба за свет (Пришв.). 16. Когда в комнате (мало) мальски согрелось, я записал свои наблюдения зимы (Пришв.). 17. Вот и певчий дрозд — поет как хорошо, но поет (один) одинешенек (Пришв).

Упражнение 15. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

1. Я требовал, (во) первых, комнату, где бы мог раздеться, (во) вторых, стакан вина, (в) третьих, обоза для моего провожатого (П.). 2. Мы все учились (по) немногу чему-нибудь и как-нибудь (П.). 3. Ты (по) пусту повредил бы ей и себе (Гонч.). 4. Откинув циновку, гляжу я вперед — (по) прежнему вьюга крутится (П.). 5. Сначала он ехал какой-то неизвестной дорогой, а потом покатил (по) прежнему пути. 6. Дуняша слушала, приоткрыв (по) детски рот (М.Г).

Упражнение 15. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

8. Дома в Москве уже все было (по) зимнему; топили печи. (Ч.). 9. (По) видимому, своим словам пастух придавал немало значения (Ч.). 10. «Старички» ходили (по) двое и (по)трое в зале, заломив истрепанные кепи на затылок (Купр.). 11. Все дела совершались (по) домашнему, (по)соседски. (Купр.). 12. Дни еще только (по) весеннему ласковы. (Купр.). 13. На такой плешине, (по)моему, и должен был находиться бекас (Пришв.).

Упражнение 16. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

(Чуть)чуть, (как)никак, (худо)бедно, крест (на)крест, точь (в)точь, бок (о)бок, (в)третьих, (по)дружески, (по)нашему, (по)латыни, (взад)вперед, (крепко)накрепко, (мало)помалу, жить (по)новому, идти (по)тихоньку, упасть навзнич. ударить наотмаш. дожидаться было невтерпеж. подойти (с)лев. посмотреть (на)прав…

Упражнение 16. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Известен (из)давн. пропасть (без)вести, решить (в)тайне, купить (в)рассрочку, разделить (на)двое, выпрыгнуть (на)ходу, решиться (на)днях, закрыть (с)наружи, писать (до)востребования, жить (за)границей, выстрелить (в)упор, расстались (по)приятельски .

Упражнение 17. Спишите предложения, раскрыв скобки.

(В)начале осени стояли ясные, солнечные дни. (В)начале мы шли лесом, потом вдоль реки. Жить в чужом городе (с)начала нам было трудно и непривычно. Эта книга мне понравилась (с)начала. Книги были завернуты (в)плотную бумагу. Они (в)плотную подошли к главному вопросу дискуссии.

Упражнение 18. Раскройте скобки, учитывая, что наречия могут бытьи слитного, и раздельного написания.

1. Жили в палатке (в)четвером. 2. Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь (до)нельзя (П.). 3. (По)ныне тропы эти не хожены. 4. Шли долго и (на)пропалую. 5. (В)двоем шагать по жизни легче. 6. Партизаны бились (в)рукопашную (Г.Марков). 7. Величием своей судьбы Москва гордиться (в)праве (С.Щипачев).

Упражнение 18. Раскройте скобки, учитывая, что наречия могут бытьи слитного, и раздельного написания.

8. Отдохнули мы (в)досталь. 9. (В)перемежку с лесами шли поля. 10. Наши истребители шли (на)перехват немецким бомбардировщикам. 11. (На)веки вечные мы вместе. 12. (На)верх горы поднимался отряд туристов. 13. (В)низу плещется река. 14. Работы развернулись (во)всю.

Упражнение 18. Раскройте скобки, учитывая, что наречия могут бытьи слитного, и раздельного написания.

15. (В)миг влетела в разбитое окно ласточка. 16. Стреляли(на)угад. 17. Леса здесь размахнулись на многие километры (в)доль и (по)перек (З. Кур.). 18. Ребятишки бросились (в)рассыпную. (С)верху открывается чудесный вид. 20. Путники шли (в)слепую.21. (За)частую приходилось трудно.

Упражнение 19. Перепишите, раскрывая скобки. Пишите слова то слитно, то раздельно.

Смеялся (до)упаду, шли (по)двое, взял (в)рассрочку, согласился (по)неволе, встал (с)(по)(за)ранку, это было (в)диковинку, работа не(по)плечу, переваливался (с)боку (на)бок, шел(в)слепую, (в)обход зверя, (по)тихоньку скрылся, (с)места (в)карьер, шли след (в)след, отдохнули (на)славу, вопрос поставил меня (в)тупик, не (к)стати это, явился (на) дом, шли (по)одному, (в)меру погулял,(без)вести пропал, (без)толку говорил.

Упражнение 20. Раскройте скобки, поставив, где нужно, дефис.

(По)январски морозно, настроен (по)боевому, (по)хорошему,(по)всюду, (по)вашему получилось, (по)болгарски, едва(едва)успел,(волей)неволей пришел, (по)тихоньку, на(шиворот)на выворот, куда(то) пошли, (кое)как успели, (по)просту, (по)(за)вчера, (по)лисьи хитер, (в)пятых, (по)верху, где(либо) найду, (по)этому, (по)казацки, (по)парно, (полным)полно грибов, (по)крепче, (как)никак, (по)дешевле, (тихо)смирно сидел, (по)белее, снова (таки).

Упражнение 21. Определите лексическое значение выделенных наречий и объясните способ их образования.

1. Русский мещанин издревле воспитывался в недоверии к разуму и даже во вражде к нему (Г.). 2. Меня не худо бы спроситься, ведь я ей все-таки сродни; по крайней мере искони отцом недаром называли (Гр.). 3. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начало Кирилу Петровичу Троекурову, потому что мы, дескать, ихние, а мы искони ваши — и отроду того не слыхивали (П.). 4. И дедушке иногда казалось, что время повернуло вспять, что ему, дедушке, снова сорок лет (Кат.).

Упражнение 21. Определите лексическое значение выделенных наречий и объясните способ их образования.

5. Герасиму и Андрею посчастливилось не только встретиться в Холмогорах, но и жить в одной избе и, как встарь, по-дружески беседовать, вспоминая далекие годы детства, побеги из вотчины Колычева и Ливонские походы (Костыл.). 6. А вижу я — винюсь перд вами, что уж и так мой бедный слог пестреть гораздо меньше б мог иноплеменными словами, хоть и заглядывал я встарь в Академический Словарь (П.). 7. Между собеседниками по большей части царствует глубокое молчание: все видятся ежедневно друг с другом, а новостей извне получается мало (Гонч.).

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Упражнения на тему «Правописание наречий»

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

Шагнуть влев. справ. обгоняет грузовик, уйти засветл. задолг. до приказа, добраться затемн. вытереть досух. изредк. интересоваться, начать занов. засидеться допоздн. вылизать дочист. наскор. перекусить, надолг. запомнить.

Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов -о, -а в наречиях.

1. Окна вагона часто были наглух. залеплены снегом (Гайд.). 2. На выходе из села открылись направ. и налев. чудесные виды (Сол.). 3. Мать тотчас же отняла у них Гека, потому что испугалась, как бы сгоряч. его не стукнули о деревянный потолок (Гайд.). 4. И справ. и слев. низина клубилась туманом (Наг.). 5. Такой привилегией он пользовался издавн. вероятно, как больничный старожил (Ч.).

Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов -о, -а в наречиях.

6. У Кати для раздумья времени было досыт. (А. Т.). 7. Медведь взревел и замертв. упал (Крыл.). 8. Я занов. переписал рассказ (Пауст.). 9. Изредк. с пустынной станции доносились гудки единственного маневрового паровоза (Пауст.). 10. Шацкий сначал. дичился меня, потом привык и начал разговаривать (Пауст.). 11. Я с жаром предавался охоте и почти всегда возвращался рано или по крайней мере засветл. (П.).

Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов -о, -а в наречиях.

12. Он мычал и бил всех наотмашь направ. и налев. (Пауст.). 13. Лошадь все воротила вправ. и потому Василий Андреевич все время сворачивал ее влев. (Л. Т.). 14. Я спокойно шел, спуская Жульку бегать перед собой справ. налев. и обратн. слев. направ. (Пришв.). 15. Через два часа наступление возобновилось сызнов. (Ш.). 16. Обыкновенно свой маршрут я никогда не затягивал до сумерек и останавливался на бивак так, чтобы засветл. можно было поставить палатки и заготовить дрова на ночь (Арс.). 17. Я еду и от нечего делать читаю вывески справ. налев. (Ч.).

Упражнение 3. Допишите наречия. Запрост. досыт. начист. набел. затемн. насух. искос. надолг. дотемн. намертв. изредк. воедин. сызнов. добел. докрасн. сдур. сгоряч. направ. слев. Степь выжидающ. молчала. В палисаднике стало свеж. и пахуч. Горяч. билось сердце. Докладчик говорил слишком общ. Угрожающ. надвигалась огромная лохматая туча. Ослепляющ. сияло солнце. Учиться блестящ. Войскам становится невмоч. Двери открыты настеж. Он ушел проч. Уснули далеко за полноч.

Упражнение 4. В соответствии с правилом написания наречий, оканчивающихся на шипяшую, запишите следующие словосочетания.

Удалиться проч. ударить наотмаш. выйти замуж. отворить окно настеж. пуститься вскач. ждать невтерпеж. сплош. зарасти сорняками, упасть навзнич.

Упражнение 5. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Настеж. ворота тяжелые (Бл.). 2. Уж. сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.). 3. Ты напроч. уходишь, чужая (Нар.). 4. Под гору вскач. а как на гору — хоть плачь (Посл.). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш. хлыстом поперек лица (Пауст.).

Упражнение 5. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош. ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич. на песок (Л.). 8. Мы шли дорогой, сплош. покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж. под косой трава валилась, под серпом горела рожь (Н.).

Упражнение 6. Выберите правильный вариант написания наречия.

1)Все равно (не-ни)куда спешить. 2) Он (не-ни)сколько не был похож на мать. 3) (Не-ни)откуда было ждать помощи. 4) Вам (не-ни)зачем рисковать. 5) В молодости ему было все (не-ни)почем. 6) Друзья (не-ни)мало не сомневались в успехе.

Упражнение 7. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. Братья (н. )сколько не сомневались, что отец не будет шутить и сдержит свое слово (М.-С.). 2. Думать было (н. )когда, уходить (н. )куда (Б. П.). 3. Он (н. )где не мог найти работы (Пауст.). 4. До этого случая Шамет слышал много солдатского вранья, но сам (н. )когда не врал (Пауст.). 5. Только казакам (н. )(от)куда взяться (Сер.). 6. (Н.-.)сколько раз я замечал сверху, из сада, Анфису на берегу Быстрой Сосны (Пауст.).

Упражнение 7. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

7. Местность кругом была ровная, прятаться было (н. )где (Б. П.). 8. В Головлеве он (н. )(от)куда не встречал не только прямого отпора, но и даже малейшего косвенного ограничения (С.-Щ.). 9. Честно говоря, детские и юношеские годы (н. )когда не обходятся без экзотики (Пауст.). 10. Где (н. )когда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась (Н.).

Упражнение 8. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Им всегда (н. )когда, (н. )куда пойти, (н. )зачем беспокоиться, (н. )куда не выходить, (н. )где остановиться, (н. )где не задерживаться, (н. )как не мог прийти, (н. )сколько не обидеться, (н. )о чем не спорить, (н. )чуть не огорчиться, (н. ) (от)куда ждать помощи, (н. )(от)куда не ждать вестей, (н. )чему не радоваться.

Упражнение 9. Раскройте скобки, используя одну из частиц.

1. По окончании школы сын объявил родителям, что (ни, не)куда из деревни не уедет и уезжать ему (ни, не)куда и (не, ни)зачем.2. (Ни, не)откуда не доносилось ни звука. 3. Здесь (ни, не)когда жил старый граф. 4. Путникам (ни, не) где было переночевать. 5. Он (ни, не) откуда не мог получить помощи.

Упражнение 9. Раскройте скобки, используя одну из частиц.

6. Мальчик с полдороги вернулся домой, хотя ему (ни, не)зачем было возвращаться. 7. Волк, евши, (ни, не)когда костей не разбирает. 8. Вот этого я (ни, не)как не понимаю. 9. Отступать (ни, не)куда. 10. Там (ни, не)когда гулял и я (П.). 11. Все было тихо, огней (ни, не)где не было видно.

Упражнение 10. Спишите предложения, раскрыв скобки.

1. Недоразумения часто бывают (от)того, что люди не понимают друг друга. 2. Он умеет находить смешные стороны в людях и любит (по)этому поводу острить. 3. Местоимения с предлогами и местоименные наречия созвучны по произношению, (по)этому очень важно их различать. 4. Туристы решили остановиться на ночлег (за)тем лесом. 5. (От)того леса до ближайшей деревни километров двадцать. 6. Сначала мы разобьем палатки, приготовим дрова, а(за)тем на костре будем готовить ужин.

Упражнение 10. Спишите предложения, раскрыв скобки.

7. (По)чему ты готовишься к экзамену: по учебнику или по конспекту? 8. (От)чего ты мало читаешь? 9. (От)чего бы ты скорее отказался: от туристического похода или от отдыха на берегу моря? 10. (По)чему ты так решил? 11. И (за)чем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? (Л.). 12. Скажика мне, красавица, (от)чего я видел тебя сегодня на кровле? (Л.). 13. Вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю (от)чего, она произвела на меня самое неприятное впечатление (Л.).

Упражнение 11. Перепишите и раскройте скобки.

(В)дали виден лес — (в)дали голубой скрылся пароход; (в)высь поднимается дым — (в)высь небесную взлетел голубь; (в)век не забыть мне друга — (в)век электроники; (в)накидку носит пальто — (в)накидку из парчи одета; (во)время прийти — (во)время летнего отпуска; (к)верху поднять голову — (к)верху палатки прикрепить флажок; (на)лицо были ошибки — (на)лицо упала прядь волос; (на)завтра будет веселье — (на)завтра перенести совещание; (на)верх подняться — (на)верх горы взобраться.

Упражнение 12. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

7. Он обладал чудовищной силой, с ножом ходил на медведя (один) (на) один (Гил.). 8. В лесу этом всякого зверя (видимо) (не) видимо (Пришв.). 9. Завязав лапти (крест) (на) крест, он поднес сургуч к огню (Фед.). 10. Эти слова я (перво) (на) перво разучу (Ш.). 11. Там, говорят, (тьма) тьмущая людей и машин (Закр.). 12. (Только) только я взялся за ручку двери, раздался выстрел (Пришв.).

Упражнение 13. Выделенные слова и словосочетания замените наречиями с приставкой по-. Составьте с некоторыми из них предложения.

Образец: жить как прежде — жить по-прежнему.

Сделать иначе; разделить на всех одинаково; поступить со знанием дела; простить как друга; светить как летом; вести хозяйство как крестьянин; дружить искренне; говорить на немецком языке; занятие, видимо, не состоится; поступить как товарищ; одеваться на французский манер.

Упражнение 14. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

1. Зной был нестерпим (по) прежнему (Т.). 2. Все замерли в ожидании, что (вот) вот выскочит заяц (Пришв.). 3. [Плыла] очень пестро (по) египетски раскрашенная нильская барка (Леск.). 4. Однако ж мы как (то) понимали друг друга (Ланч.). 5. Зеленоватая волна скользила мимо, (чуть) чуть вспухая и урча (Т.). 6. У Якова других родных не было, мать его (данным) давно умерла (Т.).

Упражнение 14. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

13. По ясному небу (едва) едва неслись высокие и редкие облака (Т.). 14. Бабы взялись за оглобли, мужики принажали сзади, и так (мало) (по) малу поставили воз на дорогу (Пришв.). 15. В это время в лесу (только) только начинается красивая борьба за свет (Пришв.). 16. Когда в комнате (мало) мальски согрелось, я записал свои наблюдения зимы (Пришв.). 17. Вот и певчий дрозд — поет как хорошо, но поет (один) одинешенек (Пришв).

Упражнение 15. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

1. Я требовал, (во) первых, комнату, где бы мог раздеться, (во) вторых, стакан вина, (в) третьих, обоза для моего провожатого (П.). 2. Мы все учились (по) немногу чему-нибудь и как-нибудь (П.). 3. Ты (по) пусту повредил бы ей и себе (Гонч.). 4. Откинув циновку, гляжу я вперед — (по) прежнему вьюга крутится (П.). 5. Сначала он ехал какой-то неизвестной дорогой, а потом покатил (по) прежнему пути. 6. Дуняша слушала, приоткрыв (по) детски рот (М.Г).

Упражнение 15. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

8. Дома в Москве уже все было (по) зимнему; топили печи. (Ч.). 9. (По) видимому, своим словам пастух придавал немало значения (Ч.). 10. «Старички» ходили (по) двое и (по)трое в зале, заломив истрепанные кепи на затылок (Купр.). 11. Все дела совершались (по) домашнему, (по)соседски. (Купр.). 12. Дни еще только (по) весеннему ласковы. (Купр.). 13. На такой плешине, (по)моему, и должен был находиться бекас (Пришв.).

Упражнение 16. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

(Чуть)чуть, (как)никак, (худо)бедно, крест (на)крест, точь (в)точь, бок (о)бок, (в)третьих, (по)дружески, (по)нашему, (по)латыни, (взад)вперед, (крепко)накрепко, (мало)помалу, жить (по)новому, идти (по)тихоньку, упасть навзнич. ударить наотмаш. дожидаться было невтерпеж. подойти (с)лев. посмотреть (на)прав…

Упражнение 16. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Известен (из)давн. пропасть (без)вести, решить (в)тайне, купить (в)рассрочку, разделить (на)двое, выпрыгнуть (на)ходу, решиться (на)днях, закрыть (с)наружи, писать (до)востребования, жить (за)границей, выстрелить (в)упор, расстались (по)приятельски.

Упражнение 17. Спишите предложения, раскрыв скобки.

(В)начале осени стояли ясные, солнечные дни. (В)начале мы шли лесом, потом вдоль реки. Жить в чужом городе (с)начала нам было трудно и непривычно. Эта книга мне понравилась (с)начала. Книги были завернуты (в)плотную бумагу. Они (в)плотную подошли к главному вопросу дискуссии.

Упражнение 18. Раскройте скобки, учитывая, что наречия могут бытьи слитного, и раздельного написания.

1. Жили в палатке (в)четвером. 2. Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь (до)нельзя (П.). 3. (По)ныне тропы эти не хожены. 4. Шли долго и (на)пропалую. 5. (В)двоем шагать по жизни легче. 6. Партизаны бились (в)рукопашную (Г.Марков). 7. Величием своей судьбы Москва гордиться (в)праве (С.Щипачев).

Упражнение 18. Раскройте скобки, учитывая, что наречия могут бытьи слитного, и раздельного написания.

8. Отдохнули мы (в)досталь. 9. (В)перемежку с лесами шли поля. 10. Наши истребители шли (на)перехват немецким бомбардировщикам. 11. (На)веки вечные мы вместе. 12. (На)верх горы поднимался отряд туристов. 13. (В)низу плещется река. 14. Работы развернулись (во)всю.

Упражнение 18. Раскройте скобки, учитывая, что наречия могут бытьи слитного, и раздельного написания.

15. (В)миг влетела в разбитое окно ласточка. 16. Стреляли(на)угад. 17. Леса здесь размахнулись на многие километры (в)доль и (по)перек (З. Кур.). 18. Ребятишки бросились (в)рассыпную. (С)верху открывается чудесный вид. 20. Путники шли (в)слепую.21. (За)частую приходилось трудно.

Упражнение 19. Перепишите, раскрывая скобки. Пишите слова то слитно, то раздельно.

Смеялся (до)упаду, шли (по)двое, взял (в)рассрочку, согласился (по)неволе, встал (с)(по)(за)ранку, это было (в)диковинку, работа не(по)плечу, переваливался (с)боку (на)бок, шел(в)слепую, (в)обход зверя, (по)тихоньку скрылся, (с)места (в)карьер, шли след (в)след, отдохнули (на)славу, вопрос поставил меня (в)тупик, не (к)стати это, явился (на) дом, шли (по)одному, (в)меру погулял,(без)вести пропал, (без)толку говорил.

Упражнение 20. Раскройте скобки, поставив, где нужно, дефис.

(По)январски морозно, настроен (по)боевому, (по)хорошему,(по)всюду, (по)вашему получилось, (по)болгарски, едва(едва)успел,(волей)неволей пришел, (по)тихоньку, на(шиворот)на выворот, куда(то) пошли, (кое)как успели, (по)просту, (по)(за)вчера, (по)лисьи хитер, (в)пятых, (по)верху, где(либо) найду, (по)этому, (по)казацки, (по)парно, (полным)полно грибов, (по)крепче, (как)никак, (по)дешевле, (тихо)смирно сидел, (по)белее, снова (таки).

Упражнение 21. Определите лексическое значение выделенных наречий и объясните способ их образования.

1. Русский мещанин издревле воспитывался в недоверии к разуму и даже во вражде к нему (Г.). 2. Меня не худо бы спроситься, ведь я ей все-таки сродни; по крайней мере искони отцом недаром называли (Гр.). 3. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начало Кирилу Петровичу Троекурову, потому что мы, дескать, ихние, а мы искони ваши — и отроду того не слыхивали (П.). 4. И дедушке иногда казалось, что время повернуло вспять, что ему, дедушке, снова сорок лет (Кат.).

Упражнение 21. Определите лексическое значение выделенных наречий и объясните способ их образования.

5. Герасиму и Андрею посчастливилось не только встретиться в Холмогорах, но и жить в одной избе и, как встарь, по-дружески беседовать, вспоминая далекие годы детства, побеги из вотчины Колычева и Ливонские походы (Костыл.). 6. А вижу я — винюсь перд вами, что уж и так мой бедный слог пестреть гораздо меньше б мог иноплеменными словами, хоть и заглядывал я встарь в Академический Словарь (П.). 7. Между собеседниками по большей части царствует глубокое молчание: все видятся ежедневно друг с другом, а новостей извне получается мало (Гонч.).

Правописание наречий: упражнения, 7 класс

Правописание наречий: упражнения, 7 класс

Роль наречия в русском языке сложно переоценить. Без него нельзя было бы охарактеризовать то или иное действие, указать, где, когда и почему оно произошло. К тому же наречие позволяет дать описание какому-либо предмету или его признаку.

Чтобы понять, что собой представляет данная часть речи и каковы ее особенности, разберем тему подробнее.

§ Особенности наречия как части речи

Как известно, любой предмет может обладать определенными признаками. Действие также не является исключением. Это можно увидеть на примере: Вчера был отремонтирован телевизор. Здесь слово вчера обозначает время действия (когда был отремонтирован?), и тем самым является его признаком. Таким образом, слово вчера — это наречие.

Наречие как член предложения чаще всего является обстоятельством: Огонь ярко пылает в камине (пылает как? — ярко — это обстоятельство). Однако во многих случаях наречие может быть и определением: В магазине напротив продается школьная форма ( в магазине каком? — напротив — это определение).

Наречия могут присоединяться к глаголам, причастиям, деепричастиям, существительным, прилагательным и другим наречиям. Вот примеры:

  • свет, мерцающий (где?) вдалеке (присоединение к причастию);
  • мальчик старался выполнить упражнение, (как?) внимательно наблюдая за действиями учителя (присоединение к деепричастию);
  • магазин (какой?) напротив (сочетание с существительным);
  • (насколько?) очень быстрый (связка с прилагательным);
  • (в какой мере?) чрезвычайно мало (присоединение к другому наречию).
  1. Наречие — это самостоятельная, неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, предмета, качества или другого признака.
  2. Наречия отвечают на вопросы: когда? как? куда? где? в какой степени? зачем? и др.
  3. В большинстве случаев наречия в предложениях являются обстоятельствами.

Особенности наречия как части речи

Особенности наречия как части речи

§ Разряды наречий

По своему значению наречия делятся на две группы:

  • обстоятельственные;
  • определительные.

Первый разряд включает наречия, обозначающие образ действия, место, время, цель, причину (бежать вприпрыжку, отдыхать сегодня, идти назад).

Вторая категория включает наречия, которые обозначают меру и степень, а также качество действия (прочитать немного, уменьшить вдвое).

Разряды наречий

Кроме того, среди наречий выделяют:

  • указательные (там, туда, тогда, оттуда, поэтому, потому);
  • неопределенные (куда-то, куда-нибудь, кое-где, где-то, зачем-то, отчего-то);
  • вопросительные (когда, зачем, где, куда; откуда, отчего);
  • отрицательные (негде, никуда, незачем, некогда, никуда, нисколько, никак).

Подсказка

  • наречия образа действия отвечают на вопросы: как? каким образом?
  • наречия, которые обозначают время, отвечают на вопросы: когда? с каких пор? до каких пор?
  • к наречию места можно задать вопросы: где? куда? откуда?
  • наречия причины отвечают на вопрос: почему?
  • наречия цели отвечают на вопрос: зачем?
  • наречия меры отвечают на вопросы: сколько? на сколько? во сколько? в какой мере? в какой степени?

§ Степени сравнения наречий

Наречия, которые оканчиваются на -О (-Е) и образованы от качественных прилагательных, могут иметь степени сравнения. Например: быстро — быстрее, более быстро, быстрее всех.

Существует две степени сравнения:

  • сравнительная;
  • превосходная.

Сравнительная, в свою очередь, бывает:

  • простая (образуется суффиксами —ЕЕ (-ЕЙ), -Е, -ШЕ, которые заменяют собой конечные —О (-Е), -КО;
  • составная (представляет собой сочетание слова более (менее) и наречия в его изначальном виде).

Превосходная степень чаще всего имеет составную форму и включает два слова — сравнительную степень наречия и местоимение всех (всего). Также превосходная степень образуется наречием в исходной форме и словами наиболее, наименее.

Примеры:

  • простая сравнительная степень — дальше, легче, красивее, мудрее;
  • составная сравнительная степень — более легко, менее красиво, более хорошо, менее строго;
  • превосходная степень — дальше всех, больше всего, выше всех, наиболее высоко, наименее красиво.

Степени сравнения наречий

Степени сравнения наречий

§ Как сделать морфологический разбор наречия

Для этого необходимо уяснить порядок действий:

  1. Определить часть речи, указать общее значение.
  2. Выявить морфологические признаки, к которым относятся:
    • неизменяемость слова;
    • степень сравнения.
  3. Указать синтаксическую функцию.

Пример разбора:

Медленно кружит снег над замершим озером.

I. Кружит (как?) — медленно; обозначает признак действия.

II. Неизменяемая форма.

III. Синтаксическая роль — обстоятельство.

✍ Правописание наречий

Существует множество орфограмм, связанных с наречиями. Чтобы грамотно применять слова на письме, необходимо знать ряд правил. Рассмотрим их подробнее.

Правописание наречий

Правописание наречий предполагает изучение нескольких важных правил

✍ Правила написания НЕ с наречиями, которые оканчиваются на и

Слитное написание должно быть в следующих случаях:

  1. Слова не употребляются без НЕ(нелепо, неизбежно, негодующе). В этом случае НЕ- входит в состав корня.
  2. Если наречие с НЕ- можно заменить синонимичным словом или выражением без НЕ- (немного — мало, нелегко — трудно, недалеко — близко, немедленно — быстро, сразу). В этом случае НЕ- является приставкой.

Раздельное написание должно быть в следующих случаях:

  1. Если есть противопоставление с союзом (не легко, а просто).
  2. Если к наречию относятся слова: далеко не, совсем не, нисколько не, никогда не, вовсе не (совсем не близко). И в первом, и во втором случае НЕ является частицей.

Правило применяется так:

  • нечаянно уронил — пишется слитно, поскольку без НЕ- это словно не употребляется;
  • поступил нехорошо — пишется слитно, так как слово можно заменить синонимом (плохо);
  • дует не сильно, а слабо — есть противопоставление с союзом, значит НЕ пишется раздельно;
  • читается эта книга вовсе не быстро — есть слово вовсе, значит НЕ пишется раздельно.

✍ Правописание отрицательных наречий: буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ-

Отрицательные наречия образуются от вопросительных (куда, где, зачем, когда) путем присоединения приставки НЕ- или НИ- к основе.

Например: когда — никогда, зачем — незачем, где — нигде.

А теперь правило: в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, а без ударения — НИ-. Например: в слове никогда ударение падает на последний слог, поэтому в приставке пишем И. В слове некогда ударение падает на первый слог, значит, в приставке пишем Е.

Вот еще несколько примеров: никáк, нискóлько, никтó, нéсколько, нéкто, нéкуда.

Правописание отрицательных наречий

Правописание отрицательных наречий

✍ Одинарная и сдвоенная буква н в наречиях, которые оканчиваются на –О и

В наречиях, оканчивающихся на —О и , пишется такое количество Н, какое есть в прилагательных и причастиях, от которых эти наречия образованы.

Например: сдержанный — сдержанно, прекрасный — прекрасно, уверенный — уверенно, увлеченный — увлеченно, вкусный — вкусно.

Чтобы верно применить правило, нужно рассуждать так:

Чувствовал себя уверенно. Слово уверенно является наречием, поэтому количество букв Н в нем такое же, как в слове, от которого это наречие образовалось (уверенный).

✍ Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

На конце наречий после шипящих пишется буква О, если на нее падает ударение. Если ударения нет, то пишется Е. Исключением является слово еще.

Примеры: горячо, свежо, умоляюще, зловеще.

✍ Безударные суффиксы наречий –О и

Правописание здесь зависит от способа образования слова (суффиксальный, приставочно-суффиксальный).

В наречиях, образованных от бесприставочных прилагательных с помощью приставок ИЗ-, ДО-, С-, на конце пишется буква А.

Например: давний — издавна, чистый — дочиста, новый — снова, черный — дочерна. Здесь используется приставочно-суффиксальный способ словообразования.

Если наречия с приставками ИЗ-, ДО-, С- образованы от прилагательных, в которых уже были приставки, то на конце таких слов пишется буква О.

Например: доверчивый — доверчиво, исправный — исправно, изменчивый — изменчиво. Здесь используется суффиксальный способ образования наречий.

Конечная буква О также пишется в наречиях, которые начинаются с приставок В-, НА-, ЗА-.

Безударные суффиксы наречий –О и -А

Безударные суффиксы наречий –О и -А

Чтобы грамотно применить это правило, нужно рассуждать следующим образом:

Дочиста или дочисто? Наречие образовано от прилагательного чистый приставочно-суффиксальным способом (добавились приставка ДО- и суффикс ), значит, на конце пишем букву А — досуха.

Вправо или вправа? Наречие имеет приставку В-, значит, на конце нужно писать суффикс — вправо.

Например: мы не знаем, как будет правильно — налево или налева. Подставляем существительное (пусть это будет слово «окно») и приписываем к нему предлог НА, получаем словосочетание на окно. Значит, в наречии нужно писать букву О.

Другой пример: мы не знаем, как писать — издавно или издавна. Подставляем слово окно (или небо, дерево, мясо и т.д.), приписываем предлог ИЗ и получаем из окна (из неба, из дерева, из мяса). На конце существительного стоит окончание —А, значит, в наречии пишем суффикс издавна.

✍ Дефис в наречиях

Дефис нужно ставить после приставок ПО-, В- (ВО-) при наличии в слове суффиксов -ОМУ, (-ЕМУ), -ЫХ, -И. Например: по-весеннему, по-заячьи, во-первых, по-нашему.

Дефис также необходимо ставить в наречиях после приставки КОЕ-, перед суффиксами — ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ.

Например: кое-где, как-то, когда-нибудь.

Кроме того, дефис пишется в сложных наречиях, образованных однокоренными словами или путем повторения слов.

Например: видимо-невидимо, давным-давно, мало-помалу, волей-неволей.

Дефис в наречиях

дефис в наречиях

✍ Приставки в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных: слитное и раздельное написание

Существует три варианта присоединения приставок в наречиях:

  1. Слитное (наверх, влево). Орфограмма — слитное написание.
  2. Через дефис (кое-как, по-твоему, где-нибудь). Орфограмма — дефис.
  3. Раздельное (на миг, на ходу, с разбегу, дó смерти, пó двое, на глазок, на лету, пó двое, пó трое). Орфограмма — пробел.

✍ Мягкий знак после шипящих на конце наречий

После букв Ш и Ч, стоящих на конце наречий, нужно ставить мягкий знак. Например: вскачь, прочь, сплошь, навзничь.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

§ Упражнения для проверки изученного материала

Чтобы проверить себя, рекомендуется выполнить следующие упражнения:

1. Найти наречия в тексте и выписать их в сочетании с глаголами, причастиями, деепричастиями, прилагательными и наречиями (если такие есть).

Вариант I

Девушка примерила обновку и, увидев свое отражение в зеркале, признала, что никогда еще не была такой хорошенькой. Заметив, что платьице внизу немного съехало вбок, она слегка наклонилась, чтобы поправить материю. Потом она несколько раз повернулась вокруг себя, чтобы полюбоваться своим отражением.

Ответ: никогда не была, платьице внизу, немного съехало, съехало вбок, слегка наклонилась, потом повернулась, вокруг себя, несколько раз.

Вариант II

Каждый голос звучал отдельно и будто скатывался сверху вниз по извилистым горным тропинкам, плавно огибая каменные препятствия. Затем эти голоса один за другим разносились по всей долине, снова и снова взмывали вверх к небесам.

Ответ: звучал отдельно, скатывался сверху, скатывался вниз, плавно огибая, затем разносились, один за другим разносились, снова и снова взмывали, взмывали вверх.

2. Выписать из предложений сначала обстоятельственные, а затем определительные наречия, и указать их значение.

Вариант I

1) Холодно стало этой ночью. 2) Быстро пролетели летние каникулы. 3) Продавец ловко упаковал сувенир. 4) Завтра будет непростой день. 5) Неподалеку находился детский садик. 6) Он решил назло не прийти на мой день рождения. 7) Сгоряча я отложил неинтересную книгу. 8) На экзаменах мой друг здорово разволновался. 9) До конца учебного года оставалось несколько недель.

Ответ: холодно (как? образ действия), быстро (как? образ действия), ловко (как? образ действия), завтра (когда? время), неподалеку (где? место), назло (зачем? цель), сгоряча (почему? причина), здорово (в какой степени?), несколько (сколько?).

Вариант II

1) Пловец быстро достиг финиша. 2) Вблизи от дома росли ягоды. 3) Эта история была известна давно. 4) Спросонья понять его было трудно. 5) В разговоре он нарочно опустил некоторые подробности. 6) Вчера я сильно обжег руку. 7) Пора увеличить нагрузку вдвое. 8) Над этой темой придется еще долго трудиться. 9) Осталось чуть-чуть подрасти. 10) Автобус должен остановиться здесь.

Ответ: быстро (как образ действия), вблизи (где место), давно (когда время), спросонья (почему причина), нарочно (зачем цель), вчера (когда время), здесь (где место), сильно (в каком мере?), вдвое (насколько?), долго (сколько?), чуть-чуть (сколько?).

3. Образовать от наречий формы простой сравнительной степени.

Вариант I

Горячо, прохладно, тихо, мягко, дорого, уверенно, плавно, редко, кисло, высоко.

Ответ: горячее, прохладнее, тише, мягче, дороже, увереннее, плавней, реже, кислее, выше.

Вариант II

Мило, ловко, громко, широко, грустно, восторженно, страшно, равнодушно, часто, тесно.

Ответ: милее, ловчее, громче, шире, грустнее, восторженнее, страшнее, равнодушнее, чаше, теснее.

4. Переписать словосочетания, убрав скобки.

Вариант I

(Не)весело поет; (не)ряшливо одет; вовсе (не)интересно; (не)легко, а сложно; (не)много времени; (не)грамотно говорит; (не)вежливо, а грубо; (не)ярко светит.

Ответ: невесело поет, неряшливо одет, вовсе не интересно, не легко, а сложно, немного времени, неграмотно говорит, не вежливо, а грубо, неярко светит.

Вариант II

(Не)хило дерется; (не)истово кричит; (не)вежливо разговаривает; (не)брежно пишет; (не)умело играет; (не)прочно, а слабо пришита пуговица; ничуть (не)скучно.

Ответ: нехило дерется, неистово кричит, невежливо разговаривает, небрежно пишет, неумело играет, не прочно, а слабо пришита пуговица, ничуть не скучно.

5. Переписать словосочетания, заполнив пропуски с учетом ударения.

Вариант I

Н..куда не поеду, н..где прилечь, н..когда не устаю, н..зачем рисковать, н..куда не тороплюсь, н..сколько не боюсь, не..куда бежать, не..сколько человек.

Ответ: никуда не поеду, негде прилечь, никогда не устаю, незачем рисковать, никуда не тороплюсь, нисколько не боюсь, некуда бежать, несколько человек.

Вариант II

Н..когда отдохнуть, н..куда не тороплюсь, н..где не найти, н..кто не пришел, н..кто сообщил, н..когда не покажу, н..где прогуляться, н..сколько не холодно.

Ответ: некогда отдохнуть, никуда не тороплюсь, нигде не найти, никто не пришел, некто сообщил, никогда не покажу, негде прогуляться, нисколько не холодно.

6. Переписать, вставляя недостающие буквы.

Вариант I

Жгуч. волнующ. успокаивающ. певуч. усыпляющ. горяч…

Ответ: жгуче, волнующе, успокаивающе, певуче, усыпляюще, горячо.

Вариант II

Испытующ. интригующ. крепч. блестящ. неуклюж. хорош…

Ответ: испытующе, интригующе, крепче, блестяще, неуклюже, хорошо.

7. Переписать, вставив недостающие буквы.

Вариант I

Издавн. дотемн. засветл. сначал. занов. испуганн…

Ответ: издавна, дотемна, засветло, сначала, заново, испуганно.

Вариант II

Дословн. влев. доверительн. исправн. изредк. досыт…

Ответ: дословно, влево, доверительно, исправно, изредка, досыта.

8. Переписать предложения, раскрыв скобки.

Вариант I

1) Дожди шли (по)прежнему часто. 2) (По)прежнему пути было (не)легко идти. 3) (По) моему виду нельзя было заметить что-то странное. 4) (По)моему, отец неправ. 5) (По) быстрому выучить уроки. 6) Плыть (по)быстрому течению было (не)просто. 7) Он устал, (по)этому лег спать раньше обычного. 8) (По)этому предмету у меня всегда были одни пятерки.

Ответ: по-прежнему, по прежнему, нелегко, по моему, по-моему, по-быстрому, по быстрому, непросто, поэтому, по этому.

Вариант II

1) У нас все было (по)старому. 2) (По)старому асфальту медленно расползались лужи. 3) Солнце грело (по)весеннему. 4) (По)весеннему небу плыли облака. 5) Нужно было действовать (по)тому плану. 6) Наступило лето, (по)тому все школьники отправились на каникулы. 7) Он решил действовать (по)доброму. 8) (По)доброму лицу его было видно, что человек он хороший.

Ответ: по-старому, по старому, по-весеннему, по весеннему, по тому, потому, по-доброму, по доброму.

9. Переписать, раскрыв скобки.

Вариант I

Подойти (в)плотную, ударить (с)разбега, (на)миг замолчать, трудиться (в)одиночку, подняться (на)верх, (за)частую делает ошибки, идти (в)обнимку.

Ответ: вплотную, с разбега, на миг, в одиночку, наверх, зачастую, в обнимку.

Вариант II

Болтать (без)умолку, приехать (на)дом, рассказать (по)памяти, съехала (на)бок, (в)начале волновался, (в)дали сверкал, (на)конец дочитал.

Ответ: без умолку, на дом, по памяти, набок, вначале, вдали, наконец.

СКАЧАТЬ И РАСПЕЧАТАТЬ ОТДЕЛЬНО УПРАЖНЕНИЯ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ» В ФОРМАТЕ PDF