Буква о в наречиях в конце слова

Буквы «о» и «а» на конце наречий
Буква о в наречиях в конце слова. Буквы «о» и «а» на конце наречий Подобным образом появились наречия ВПЛОТНУЮ, ВРАССЫПНУЮ, ВТЕМНУЮ, ВЧИСТУЮ и др.

Буквы «о» и «а» на конце наречий

Буквы «о» и «а» на кон­це наре­чий пишут­ся в зави­си­мо­сти от нали­чия при­став­ки из-, до-, с- или в-, на-, за- соглас­но орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу рус­ско­го язы­ка. Приведем при­ме­ры наре­чий с суф­фик­са­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми «о» и «а».

Безударные суффиксы наречий «о» и «а»

Конечные бук­вы «о» и «а» в мор­фем­ном соста­ве наре­чий обо­зна­ча­ют сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы, кото­рые чаще все­го явля­ют­ся безударными:

  • спро­сить сно́в а ;
  • пой­ти напра́в о .

В рус­ском язы­ке обыч­но без­удар­ные глас­ные в корне про­ве­ря­ют уда­ре­ни­ем. Согласно пра­ви­лу в без­удар­ном поло­же­нии пишет­ся та же глас­ная бук­ва, кото­рая высту­па­ет под уда­ре­ни­ем в том же сло­ге сло­ва, если изме­нить его фор­му или подо­брать одно­ко­рен­ное слово:

  • под а ри́ть — пода́рок;
  • о кно́ — о́кна;
  • ул е та́ют — лётчик;
  • уд и вле́ние — ди́во.

Эти при­е­мы про­вер­ки невоз­мож­но при­ме­нить в напи­са­нии без­удар­ных суф­фик­сов наре­чий, обо­зна­чен­ным бук­ва­ми «а» и «о». Во-первых, наре­чия не изме­ня­ют­ся. Во-вторых, нет таких одно­ко­рен­ных слов, в соста­ве кото­рых уда­ре­ние пере­ме­сти­лось бы на суф­фикс. Но в рус­ском язы­ке суще­ству­ет пра­ви­ло орфо­гра­фии, кото­рое помо­жет выяс­нить, когда сле­ду­ет напи­сать бук­ву «а» или «о» на кон­це наречия.

Правило

Буквы о а на конце наречий

В рус­ском язы­ке с помо­щью ука­зан­ных при­ста­вок и суф­фик­сов -а, -о обра­зо­ва­ны наре­чия от крат­ких форм каче­ствен­ных прилагательных:

  • суще­ству­ет и́з давн а ;
  • смот­реть и́с кос а ;
  • съесть до́ чист а ;
  • спро­сить с нов а ;
  • сдви­нуть в ле́в о ;
  • пере­пи­сать на́ бел о ;
  • скрыть за́ прост о .

Буква «а» на конце наречий с приставками из-, до-, с-

Если загля­нуть в исто­рию появ­ле­ния наре­чий, то мож­но выяс­нить, что сло­ва этой части речи были обра­зо­ва­ны с помо­щью при­ста­вок из-/ис-, до-, с- от крат­ких форм при­ла­га­тель­ных. В древ­не­рус­ском язы­ке крат­кие при­ла­га­тель­ные изме­ня­лись не толь­ко по родам и чис­лам, но и по паде­жам. Так, наре­чие «дотем­на» обра­зо­ва­но с уча­сти­ем пред­ло­га «до» и фор­мы роди­тель­но­го паде­жа при­ла­га­тель­но­го «тем­на». Предлог стал при­став­кой, а падеж­ное окон­ча­ние пре­вра­ти­лось в суф­фикс наре­чия. Так были обра­зо­ва­ны мно­гие наре­чия с при­став­ка­ми из-, до-, с-:

  • до сыт а ;
  • из редк а ;
  • с ыз нов а ;
  • с горяч а ;
  • с прав а ;
  • с легк а .

Обратим вни­ма­ние, что неко­то­рые наре­чия соглас­но орфо­эпи­че­ской нор­ме совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка про­из­но­сим с удар­ным суффиксом:

  • рас­те­реть докрасн а́ ;
  • заго­реть дочерн а́ ;
  • отмыть добел а́ .

Эти сло­ва не доста­вят затруд­не­ний в напи­са­нии, если в них пра­виль­но поста­вить ударение.

Отличаем напи­са­ние наре­чий с конеч­ны­ми бук­ва­ми «о» и «а» от слов этой части речи, обра­зо­ван­ных с помо­щью суф­фик­са от бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных прилагательных.

Понаблюдаем:

  • смирн ый — смирн о лежать;
  • скверн ый — скверн о поступить;
  • из веч­ный — суще­ству­ет изве́чн о ;
  • до слов­ный — пере­ве­сти дословн о .

Видеоурок для учащихся 7 класса

Буквы О А на конце наречий с приставками из, до, с
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Каштанова Наталья Александровна

Данный урок предназначен для учащихся 6 (7) класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использую в своей работе адаптивную систему обучения (АСО).

Методика АСО при объяснении нового материала.

Объяснение нового материала — это всегда праздник для моих ребят, это всегда необычный урок. Я обучаю всех учащихся класса, объясняя новый материал 3-5 минут. Затем закрепление нового материала. И даю 1-ый контроль усвоения темы. Это могут быть устные рассуждения по алгоритму на данное правило, комментированное письмо, интерактивные задания и т. д.

Ученики, усвоившие материал, а их 3-4 человека, уходят на самостоятельную работу, которой управляет учитель. Ученик сам выбирает задание. Идет выполнение заданий с адаптацией. Можно увеличить работу в сторону объема, а можно — в сторону трудности.

Следующий этап урока — это второй этап объяснения нового материала. Небольшая часть учащихся на самостоятельной работе, а остальным ученикам я снова объясняю новый материал. На этом этапе урока стараюсь заинтересовать ребят, применяю игры: «Подбери словечко», «Подумай и ответь». Использую мультимедийный комплекс (компьютер, проектор и экран). Эта работа дает свои результаты. Затем 2-ой контроль усвоения. И число ребят, усвоивших новую тему, увеличивается, т. е. увеличивается количество учащихся, находящихся на самостоятельной работе.

Для детей, не усвоивших еще новый материал, объясняю тему в третий раз. Это 3-ий этап объяснения нового материала. На этом этапе урока использую игры, схемы, алгоритмы и т. д., которые помогают ребятам понять сложный мир русского языка, учат думать не только головой, но и «глазами», т. е. стараюсь научить видеть в обыкновенном необычное, новое. Затем даю третий контроль усвоения нового материала.

Четвертый этап урока — общий контроль усвоения нового материала. Я «отключаю» от самостоятельной работы учащихся (эту самостоятельную работу они продолжают на следующий день в классе независимо от остальных учащихся). Применяю такие виды контроля: тестирование, графический диктант, словесные игры, электронные таблицы, кроссворды с использованием мультимедийного комплекса и ЭОР.

Пятый этап урока — домашнее задание. Дается дифференцированное домашнее задание, т.е. по степени усвоения нового материала.

Преимущества АСО при объяснении нового материала:

· дифференцированный подход уже на этапе объяснения нового материала;

· полная занятость всех учащихся;

· осуществляется высокий уровень постепенного усвоения темы в зависимости от индивидуальных особенностей ученика;

· дифференцированное домашнее задание (снимается перегрузка).

На своих уроках я предпочитаю живое общение с детьми, так как оно в процессе обучения оказывает исключительно сильное влияние на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе, на создание благоприятных морально-психологических условий для активного учения. В моем классе дети с разными типами репрезентативной системы, поэтому кому-то необходимо послушать (аудиалы), кому-то записать в тетрадь необходимую информацию (кинестетики), а кому-то из детей посмотреть на доску (визуалы). Учащимся визуального типа необходимо «видеть” ответы, что лучше всего обеспечивается поиском возможных путей обращения к зрительной памяти. Они лучше воспринимают письменные инструкции, нежели вербальные устные рекомендации. Им нужно зрительно представлять задания. Учащиеся аудиального типа легче воспринимают информацию на слух. Они предпочитают устные объяснения. Им нужен звук. Они не должны получать тишину. Кинестетикам требуется движение.

Аудиальный — учится посредством восприятия информации на слух.

Визуальный — учится посредством зрительного восприятия информации.

Кинестетический — учится на собственном деятельном опыте.

Некоторые дети демонстрируют визуальное предпочтение, другие – слуховое. Одни быстрее приходят к решению проблемы, рисуя картинки, а не произнося слова, другие предпочитают решать проблему, вспоминая собственные ощущения.

Как было сказано выше, на уроке я выделяю три группы учащихся, отличающихся различным уровнем усвоения материала на данный момент, уровнем работоспособности и темпом работы. Это так называемые группы «сильных», «средних» и «слабых» учеников. К «сильным» относятся учащиеся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости, с высоким уровнем развития познавательного интереса. Для этой группы главным является организация обучения в соответствующем темпе, ориентация на самостоятельность учащихся. К группе «средних» относятся учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений, со средними показателями успеваемости по предмету. Для этой группы наиболее важным является работа по формированию произвольной внутренней мотивации учащихся, стабилизация школьных интересов и личностной направленности на интеллектуальный труд. К группе «слабых» относятся учащиеся с минимальным уровнем знаний и умений. В эти группы попадают учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низкими показателями успеваемости по предметам. Наибольших усилий требует работа со школьниками этой группы. Неоднородность индивидуальных особенностей учащихся предполагает осуществление дифференциации и индивидуального подхода в обучении внутри самих групп.

Выделяя «сильных» учеников, я создаю интеллектуальный фон класса. Это повышает интерес к знаниям, делает их ценными и привлекательными для детей, развивает способности и таланты, формирует основу для выбора будущей профессии. Для «сильных» учеников подбираю и специальные задания, и увлекательную дополнительную литературу. Поэтому в классе не останется незаинтересованных.

На всех этапах урока используются наглядные материалы. Это могут быть презентации, таблицы, плакаты, образцы рассуждений и т.д., что позволяет наглядно познакомиться со структурой определения, с правилом. Это материал для наблюдений и анализа. Поэтому работа с правилами идет целенаправленно. Так, при многократном повторении учителем и учениками действия, не требующего большой затраты времени, до сознания каждого ученика будет доведено содержание правила, причем настолько, что сильные ребята, еще не взглянув в учебник, могут сказать его, а слабые подготовлены к его сознательному восприятию. В презентации процесс пользования правилом показывается в буквальном смысле, затем под руководством учителя ученик воспроизводит последовательность операций на ряде примеров, отмечая условия орфограммы. Презентации, таблицы позволяют показать способы образования наречий, что также способствует осмысленному восприятию нового материала.

Для предупреждения и преодоления орфографических ошибок необходимо больше писать, постоянно рассуждая строго определенным образом. Вовлечь в эту работу весь класс можно при условии письменного комментирования, в результате которого развивается орфографическая зоркость, ускоряется процесс выработки навыков. Незаменимо это умение для эффективной проверки текста самим учеником. Научить письменному комментарию -значит научить пользоваться правилами. Это важно для тех, у кого нет языкового чутья, для «от природы» неграмотных. Презентации, таблицы, схемы на определенных этапах урока дают образец, как рассуждать, одновременно напоминая само правило. Таблица -это обобщенный материал для наблюдений и толчок для тренировочных работ.

Презентация заинтересовывает. Детям интересно наблюдать, как все изменяется, им интересно расшифровать, читая условные обозначения. Это укрепляет веру в себя, в свои возможности. Учащиеся сами с интересом составляют презентации.

Кроме того, презентации позволяют сформулировать тему и цель урока. Она может служить опорным материалом для учителя во время урока.

На уроке использую работу в статических парах. Это 2 человека, сидящие за одной партой. Идет работа в динамических парах. Это 4 человека, сидящие за соседними партами (1 и 2 парты, 3 и 4 парты и т.д.). Такая работа в парах повышает активность учащихся. Дети получают возможность на каждом уроке говорить, отвечать, объяснять, проверять, оценивать, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их. Взаимоконтроль способствует воспитанию нравственных качеств личности. Взаимопомощь становится неотъемлемым элементом взаимоотношений в паре независимо от уровня подготовленности и общей обученности партнеров. На уроке создается атмосфера для естественного общения детей. Идет коллективное взаимодействие всех членов группы.

Проблемное обучение обеспечивает возможности творческого участия обучаемых в процессе освоения новых знаний, формирование познавательных интересов и творческого мышления, высокую степень органичного усвоения знаний и мотивации учащихся. Фактически основой для этого является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. При этом осознание, принятие и разрешение этих проблемных ситуаций происходит при оптимальной самостоятельности учащихся, но под моим общим направляющим руководством в ходе совместного взаимодействия.

Использование разных методик на уроке дает хороший уровень усвоения теории, так как значительно увеличивается время на тренировку, что обеспечивает прочность практических навыков. Идет обучение (индивидуальное) приемам самостоятельной работы. Обучение ориентируется на понимание, осмысление.

Цель урока: знать и понимать орфограмму «Буквы о-а на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-». Уметь применять правило, изученное на уроке.

Задачи урока:

Обучающие:совершенствование навыков написания наречий.

— развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки;

— развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;

— развитие способностей к самостоятельному труду;

— развитие познавательного интереса.

— воспитание культуры общения, речи и поведения;

— вызвать заинтересованность в получении знаний;

— побудить учащихся к активности;

— закрепить уверенность в успехе.

Тип урока:объяснение нового материала (адаптивная система обучения).

Формы работы учащихся:принять участие в коллективной работе, уметь четко и обоснованно отвечать на поставленные учителем вопросы, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения, формирование навыков самостоятельной работы, работы в статических и динамических группах.

Необходимое техническое оборудование:

— раздаточный материал по теме «Буквы о-а на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-» (приложение 1, 2); сигнальные карточкис красной и синей сторонами; «светофорчики» (зеленый — ученик на самостоятельной работе, красный — нужна помощь учителя); кубик, на гранях которого написано:1 грань «суффикс -о», 2 грань «суффикс -а», 3 грань «приставки из-(ис-), до-, с-(со-)», 4 грань «приставки в-(во-), на-, за-», 5 грань «корни -сух-, -лев-, -чист-», 6 грань «корни -давн-, -прав-, -долг-»; презентация, таблицы.

Ход урока.

Слово учителя:Сегодня у нас необычный урок. У нас новая тема. Запишите число, классная работа и тему урока «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-».

Возьмите простой карандаш, поставьте знак вопроса над теми словами в нашей теме урока, где стоит проблема урока и вытекает цель урока. Какова же цель урока?

Дети отвечают:Должны научиться выбирать букву О и А на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-.

Творческая работа в динамических парах.

На партах у детей лежат кубики.

Слово учителя:Задание.Из кубиков построить слова, записать их. На конце наречий запишите

Дети отвечают:Мы не знаем, какую гласную писать, т.к. они безударные. И по слуху нельзя различить: начист

Слово учителя:К нашим составленным словам мы еще вернемся в конце урока.

Анализ таблиц на экране.

Слово учителя:Обратимся к таблице.Цель: выяснить способы образования наречий.

Слово учителя:Посмотрите на таблицу! Наречия образуются от прилагательных, полных причастий суффиксальным способом с помощью суффиксов -о , -е.

Слово учителя:Но наречия на -о и -е также образуются приставочно-суффиксальным способом. Сделайте вывод! Какими же способами образуются наречия?

Дети отвечают:Наречия образуются суффиксальным, приставочно-суффиксальным способами.

Слово учителя:Задание. Я вам называю наречия, а вы определяете, каким способом они образованы. Достаньте свои сигнальные карточки. Красный цвет -приставочно-суффиксальный, синий -суффиксальный. (Дети сигнальными карточками определяют способ образования слова).

Учитель диктует слова:

Издалека (красный), доходчиво (синий), снова (красный), дословно (синий), сначала (красный), начисто (красный), изменчиво (синий), сгоряча (красный), рассеянно (синий), доверчиво (синий).

Дети допускают ошибки.

Анализ таблицы, показанной на экране.

Слово учителя:Проанализируем таблицу с целью выяснения условия выбора букв о-а в наречиях.

Слово учителя:Посмотрите на таблицу. Каким способом образованы наречия в 1 столбике?

Дети отвечают:Приставочно-суффиксальным.

Слово учителя: А как вы узнали?

Дети отвечают:Наречие издалека образовалось от слова далекий приставочно-суффиксальным способом. В нем нет приставки из-. Мы ее прибавили вместе с суффиксом -а.

Слово учителя:Если приставочно-суффиксальный способ, то какие гласные на конце наречий?

Дети отвечают:-а.

Слово учителя:С какими приставками наши наречия?

Дети отвечают:Из-, до-,с-(со-).

Слово учителя: Каким способом образованы наречия во 2 столбике?

Дети отвечают:Суффиксальным.

Слово учителя:А как вы узнали?

Дети отвечают:Наречие исправно образовалось от слова исправный с помощью суффикса -о, здесь была приставка ис-, т.к. нет слова «правный».

Слово учителя:Если суффиксальный способ образования наречия, то какие гласные на конце?

Дети отвечают:-о.

Слово учителя:От чего зависит выбор о-а на конце наречий?

Дети отвечают:От способа образования наречий.

1 этап объяснения нового материала.

Образец рассуждения даёт учитель.

Слово на экране: СНАЧАЛ…

Слово учителя:В наречии «сначала» я увидела орфограмму: «Буквы о-а на конце наречий». Здесь безударная гласная. Значит, здесь нужно правило. В наречии «сначала» есть приставка с-(со-). Ее не было в исходном слове «начало», она прибавлена вместе с суффиксом, поэтому в наречии «сначала» на конце пишется букваа.

Слово на экране: ДОСРОЧН…

Слово учителя:Я увидела орфограмму: «Буквы о-а на конце наречий». Здесь безударная гласная. Значит, здесь нужно правило. В наречии «досрочно» есть приставка до-, которая была в исходном слове «досрочный». Поэтому на конце наречия надо писать букву о.

Слово на экране: ВПРАВ…

Слово учителя:В этом наречии есть приставка в-. Она не влияет на выбор букв о-а. Если есть приставки в-(во-), на-, за-, на конце наречий всегда пишется буква о. Значит, в наречии «вправо» пишу на конце о.

Слово учителя:Обратимся к таблицам.

Буквы о а на конце наречий

В рус­ском язы­ке с помо­щью ука­зан­ных при­ста­вок и суф­фик­сов -а, -о обра­зо­ва­ны наре­чия от крат­ких форм каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных:

  • суще­ству­ет и́здавна,
  • смот­реть и́скоса,
  • съесть до́чиста,
  • спро­сить снова,
  • сдви­нуть вле́во,
  • пере­пи­сать на́бело,
  • скрыть за́просто.

Буква «а» на конце наречий с приставками из-, до-, с-

Если загля­нуть в исто­рию появ­ле­ния наре­чий, то мож­но выяс­нить, что сло­ва этой части речи были обра­зо­ва­ны с помо­щью при­ста­вок из-/ис-, до-, с- от крат­ких форм при­ла­га­тель­ных. В древ­не­рус­ском язы­ке крат­кие при­ла­га­тель­ные изме­ня­лись не толь­ко по родам и чис­лам, но и по паде­жам. Так, наре­чие «дотем­на» обра­зо­ва­но с уча­сти­ем пред­ло­га «до» и фор­мы роди­тель­но­го паде­жа при­ла­га­тель­но­го «тем­на». Предлог стал при­став­кой, а падеж­ное окон­ча­ние -а пре­вра­ти­лось в суф­фикс наре­чия. Так были обра­зо­ва­ны мно­гие наре­чия с при­став­ка­ми из-, до-, с-:

  • досыта,
  • изредка,
  • сызнова,
  • сгоряча,
  • справа,
  • слегка.

Обратим вни­ма­ние, что неко­то­рые наре­чия соглас­но орфо­эпи­че­ской нор­ме совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка про­из­но­сим с удар­ным суф­фик­сом:

  • рас­те­реть докрасна́,
  • заго­реть дочерна́,
  • отмыть добела́.

Эти сло­ва не доста­вят затруд­не­ний в напи­са­нии, если в них пра­виль­но поста­вить уда­ре­ние.

Отличаем напи­са­ние наре­чий с конеч­ны­ми бук­ва­ми «о» и «а» от слов этой части речи, обра­зо­ван­ных с помо­щью суф­фик­са -о от бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных при­ла­га­тель­ных.