Буква ь на конце наречий после шипящих глагол

Мягкий знак после шипящих в разных частях речи
Буква ь на конце наречий после шипящих глагол. Мягкий знак после шипящих в разных частях речи Хрупкий точё 1 ый силуэт изображённой на картине девушки особе 2 о выделяется на фоне белё 3 ой стены, по которой бегут перламутровые тени.

Мягкий знак после шипящих в разных частях речи

Мягкий знак после шипя­щих соглас­ных «ж», «ш», «ч», «щ» пишет­ся в раз­ных частях речи: суще­стви­тель­ных, гла­го­лах, наре­чи­ях и части­цах. Рассмотрим слу­чаи напи­са­ния мяг­ко­го зна­ка после шипя­щих и при­ве­дем при­ме­ры слов.

Начнем с пра­во­пи­са­ния мяг­ко­го зна­ка в име­нах существительных.

Мягкий знак после шипящих в существительных

Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка «ь» пишет­ся после шипя­щих соглас­ных не для смяг­че­ния их. Ведь соглас­ные «щ», «ч» не нуж­да­ют­ся в этом, явля­ясь непар­ны­ми мяг­ки­ми соглас­ны­ми. А соглас­ные, обо­зна­чен­ные бук­ва­ми «ж», «ш», напро­тив, все­гда твер­дые. Значит, мяг­кий знак, кото­рый пишет­ся после шипя­щих соглас­ных явля­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским зна­ком, то есть мар­ке­ром для обо­зна­че­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния. В фор­ме име­ни­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода обя­за­тель­но пишут­ся с мяг­ким зна­ком после шипящих:

  • помо щ ь, ве щ ь, мо щ ь, немо щ ь;
  • горе ч ь, ре ч ь, мело ч ь, щёло ч ь, до ч ь, но ч ь, ди ч ь;
  • бро ш ь, пусто ш ь, су ш ь, гуа ш ь, глу ш ь, пле ш ь;
  • ро ж ь, бла ж ь, ло ж ь, зале ж ь, дро ж ь.

Их напи­са­ние отли­ча­ем от суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода вто­ро­го склонения:

  • това­ри щ , плю щ , ово щ , бор щ ;
  • скри­па ч , смер ч , цир­ка ч , кала ч ;
  • камы ш , мяки ш , малы ш , шала ш ;
  • сто­ро ж , мор ж , фура ж , пля ж .

Мягкий знак в конце существительных после шипящих

Мягкий знак после шипящих в глаголах

Глаголы в фор­ме 2 лица насто­я­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го и пове­ли­тель­но­го накло­не­ния един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла пишут­ся с «ь» после шипя­щих согласных:

  • ты поё ш ь, стри ж ё ш ь, рисуе ш ь, стро­чи ш ь;
  • обре ж ь — обре ж ьте;
  • спря ч ь — спря ч ьте;
  • пое ш ь — пое ш ьте.

В неопре­де­лен­ной фор­ме гла­го­лов после шипя­щих обя­за­тель­но при­сут­ству­ет мяг­кий знак:

  • при­бе­ре ч ь
  • увле ч ь
  • помо ч ь
  • сте­ре ч ь
  • отре ч ься.

«Ь» после шипящих в наречиях

В соот­вет­ствии с пра­ви­лом орфо­гра­фии наре­чия тре­бу­ют напи­са­ния мяг­ко­го зна­ка после шипящих:

  • упасть навз­ни ч ь, тер­петь нев­мо ч ь;
  • открыть окно насте ж ь;
  • забыть нап­ро ч ь, пустить лошадь вска ч ь;
  • уда­рить наот­ма ш ь, слу­ча­ет­ся спло ш ь и рядом.

Мягкий знак после шипящих

«Ь» после шипящих в конце частиц

В кон­це частиц «ишь», «бишь», «вишь», «лишь» так­же напи­шем мяг­кий знак.

Лишь звез­ды смот­ре­ли в сон­ный пруд.

Видеоурок «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, прилагательных и глаголов»

Конспект по русскрму языку для 7 класса по теме «Мягкий знак на конце наречий после шипящих»

Цели: познакомить с правилом написания мягкого знака после шипящих на конце наречий; воспитывать любовь к родному языку; развивать умения использовать полученные знания в устной и письменной речи, быстро отвечать на вопросы, использовать ранее полученные знания при усвоении нового материала.

Материалы и оборудование: таблицы и наглядные пособия; учебник.

Предварительная подготовка: к уроку учащимся дается задание — повторить правила написания мягкого знака после шипящих на конце существительных и глаголов, определение наречия, его функции.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Повторение

На предыдущих занятиях мы с вами изучали такую часть речи, как наречие.

— Вспомните, каковы особенности наречий. (Ответ. Наречие служит для обозначения признаков действия. Наречия присоединяются к глаголам, а также к причастиям и деепричастиям. Также наречия сочетаются с существительным,

прилагательными и другими наречиями. Наречия являются неизменяемыми частями речи. Они отвечают на вопросы: где? куда? откуда? почему? зачем? как? с какой целью? В предложении наречиями чаще всего выражаются обстоятельства, однако иногда наречия бывают определениями и сказуемыми.)

— Приведите примеры. (Учащиеся дают ответы.)

Сегодня нам предстоит выяснить, в каких случаях на конце наречий после шипящих пишется мягкий знак.

— Вспомним, когда мягкий знак пишется после шипящих на конце других частей речи. (Ответ. Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных 3-госклонения (рожь, пустошь) и глаголов во всех формах (стеречь, бережешь).)

— А когда после шипящих на конце слова мягкий знак не пишется? (Ответ. У существительных не 3-го склонения (плющ, плащ) и у кратких прилагательных (горяч, колюч) на конце мягкий знак после шипящих не пишется.)

IV . Изучение нового материала

(На доске укреплены попарно связанные лентой карточки, на которых изображены буквы «ш» и «ь», «ч» и «ь». Буквы «ж» и «ь» изображены в виде отвернувшихся друг от друга человечков.)

Правило написания мягкого знака на конце наречий после шипящих очень просто – мягкий знак всегда пишется после букв ш и ч. После буквы ж мягкий знак пишется только в одном слове – настежь. В других случаях (уж, замуж, невтерпеж) мягкий знак не пишется.

Заполним таблицу, иллюстрирующую написание мягкого знака на конце слов после шипящих.

Ь не пишется

На конце сущ. 3-го скл.; дичь, дочь, ночь, пустошь, рожь, дрожь, ложь, вещь.

На конце сущ. не 3-го скл.; меч, грач, сторож, плащ, плющ, Китеж, лихач, гараж.

В кр. прил.: горюч, горяч, колюч, летуч, пахуч.

Во всех формах: точишь, сечь, прячь, лечь, беречь, бережешь, метишь, гонишь.

После ш и ч : вскачь, навзничь, сплошь, прочь, наотмашь.

После ж : уж, замуж, невтерпеж, (искл. – настежь)

Сгруппируйте слова в зависимости от того, какими частями речи они являются. Обратите внимание на правописание окончаний.

Съеш(ь) (глаг.), среди туч() (сущ. не 3-го скл.), леч(ь) (глаг.), сторож() (сущ. не 3-го скл.), гараж() (сущ. не 3-го скл.), запряч(ь) (глаг.), хвощ() (сущ. не 3-го скл.), сплощ(ь) (нареч.), вош(ь) (сущ. 3-го скл.), дремуч() (кр. прил.), спряч(ь) (глаг.), с плеч()(сущ. не 3-го скл.), ландыш() (сущ. не 3-го скл.), упряж(ь) (сущ. 3-го скл.), плач() (сущ. не 3-го скл.), пахуч() (кр. прил.), лиш(ь) (частица), видиш(ь) (глаг.), навзнич(ь) (нареч.), стриж() (сущ. не 3-го скл.), реч(ь) (сущ. 3-го скл.), свеч() (сущ. не 3-го скл.).

Перепишите, вставляя нужные буквы. Укажите части речи, которые оканчиваются на шипящие с мягким знаком или без него.

Тарас Бульба с сыновьями отправился в Запорожскую Се(чь) (сущ.). Нарядная упря(жь) (сущ.) сразу привлекла внимания прохожих. За стеной послышался не громкий пла(ч) (сущ.) ребенка. Дверь в доме была распахнута насте(жь) (нареч.). Девушка вышла заму(ж) (нареч.) и покинула родительский дом. Куст шиповника был спло(шь) (нареч.) усеян крупными кипенно-белыми цветами. Спустившись с горы, путники пустили коней вска(чь) (нареч.). У(ж) (сущ.) выполз из норы и свернулся клубочком на пеньке, пригретом солнечными лучами. У(ж) (нареч.) полно(чь) (сущ.) наступила, а му(ж) (сущ.) все не возвращался домой. Ли(шь) (частица) забрезжил рассвет, как за насте(жь) (нареч.) раскрытыми окнами полил дождь. Он вошел в дом и сбросил с пле(ч) (сущ.) засыпанный снегом пла(щ) (сущ.).

Перепишите, вставляя мягкий знак там, где требуется.

Опечалился Иван-царевич() и отвечает:

— Как же я тебя замуж() возьму? Меня люди засмеют!

(Русская народная сказка «Царевна-лягушка»)

Барон. Ты здесь! Ты, ты мне смел.

Ты мог отцу такое слово молвить.

Я лгу! И перед нашим государем.

Мне, мне… иль уж() не рыцарь я?

Барон. И гром еще не грянул, боже правый!

Так подыми ж, и меч() нас рассуди!

Но меркнет день – настала ноч(ь)

Пришла – и, с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает проч(ь)

И бездна нам обнажена

Со своими страхами и мглами,

И нет преград меж() ей и нами –

Вот отчего нам ноч(ь) страшна!

Еще земли печален вид,

А воздух уж() весною дышит,

И мертвый в поле стебель колышет,

И елей ветви шевелит.

IV. Подведение итогов

На занятии мы повторили правила употребления мягкого знака после шипящих на конце различных частей речи. Познакомились с правилом написания мягкого знака на после шипящих на конце наречий. Заполнили таблицу, иллюстрирующую употребление мягкого знака на конце слов после шипящих. Закрепили знания в ходе выполнения письменных упражнений.

Домашнее задание

Выполнить письменно упражнения из учебника (на выбор учителя).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

«Описание материала:

В начале урока повторяется материал о наречии: определение, сочетание наречий с другими частями речи, синтаксическая функция, морфологические признаки. При объяснении нового материала используются необычные карточки (описаны в конспекте урока).

В качестве повторения правописания мягкого знака после шипящих на конце существительных, прилагательных, глаголов и наречий предлагается таблица, иллюстрирующая правила(Слайд). Из упражнения учебника учащимся предлагается сгруппировать слова в зависимости от того, какими частями речи они являются.

Для закрепления нового материала берутся примеры из произведений Пушкина, Тютчева, сказки «Царевна — лягушка». Вся работа была направлена на развитие умений использовать полученные знания в устной и письменной речи, воспитывать любовь к родному языку, использовать ранее полученные знания при усвоении нового материала.