Береги честь смолоду какое наречие

Сочинение на тему: “Береги честь смолоду” по роману А
Береги честь смолоду какое наречие. Сочинение на тему: “Береги честь смолоду” по роману А Непроизводные слова сама частотная группа наречий в языке, в топе употребляемых как, так, очень, там, еще, уже.

Сочинение на тему: “Береги честь смолоду” по роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, 8 класс

Начать рассуждение ученику лучше с объяснения того, как он понимает само выражение и какой смысл в него вкладывает. Для этого можно опираться на общеизвестные факты и включить собственные мысли. В общем виде это может выглядеть так.

Рассуждение учеников о пословице

Полностью поговорка звучит, как «Береги платье снову, а честь смолоду». И если первую часть понять легко (действительно, проще сразу аккуратно обращаться с вещами, чем потом отстирывать пятна и зашивать дырки), то вторую не всегда можно интерпретировать однозначно.

«Береги честь смолоду» — это пословица, смысл которой в том, чтобы не совершать поступков, оскорбляющих человеческое достоинство. Таким образом, достойное поведение нужно не столько для того, чтобы сохранить хорошую репутацию в обществе, сколько для собственного спокойствия.

Когда у человека есть хорошие, благородные принципы, которым он неукоснительно следует, он легче делает выбор, а, значит, лишён длительных и изнурительных душевных метаний. Он знает, как правильно, и следует этому, несмотря ни на какие преграды и даже угрозы. Такой человек порой пренебрегает даже смертельной опасностью, если в этом возникнет необходимость, и уж тем более не станет жертвовать своей честью ради личной выгоды.

Вот и получается, что лучше всегда поступать в соответствии со своими принципами, чем потом отстирывать пятна на репутации и зашивать дырки на сердце. Совсем как с платьем.

береги платье снову а честь смолоду значение пословицы береги платье снову а честь смолоду смысл береги платье снову а честь смолоду объяснить

Пример 1

Александр Сергеевич Пушкин для своего произведения “Капитанская дочка” выбрал эпиграф, который является поговоркой “Береги честь смолоду”. Он выбрал его неспроста, поскольку в своем романе поднимает тему сохранения чести.

Автор на примере своих героев показывает, как по-разному могут вести себя люди в одной и той же ситуации. Петру Гриневу с детства прививали понятие того, что он всегда должен быть честен и порядочен. Петр получил отличное образование, ему были не чужды нравственные устои, потому что он жил среди людей порядочных. Перед тем, как отправить сына на службу его отец наказал:

“…Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отворачивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”…

Хотя Петр был молод, он очень хорошо усвоил эти слова и старался поступать так, как учил отец. Когда Гринев проиграл сто рублей, он заставил Савельича отдать долг, хотя тот и был недоволен, но это было делом чести. Петр Гринев в Белгородской крепости знакомится со Швабриным, и хотя тот является дворянином, он относился к простым людям с презрением, оговорил Машу только из-за того, что она ответила ему отказом. А значит никаких моральных качеств, которые должны быть у дворянина у него не было. Петр решил защитить честь девушки и вызвал Швабрина на дуэль, хотя это и было запрещено, но он не мог так просто оставить это дело.

Когда же Пугачев захватил крепость, Алексей Швабрин перешел на его сторону, потому что понял, что он выигрывает. Он решил, что неважно, на чьей ты стороне, плюнул на верность родине и на то, что присягал на верность отчизне и императрице. А вот Гринев ни при каких обстоятельствах не предал бы родину, он предпочел смерть. От виселицы его спасло то, что во время его первой поездки в Оренбургскую область по доброте душевной он пожертвовал Пугачеву свой тулуп, хотя и не знал кто был тот человек. Емельян тоже не лишен чести совсем, он помиловал Гринева в память о добром поступке Петра. Гринев потом также приходит на казнь Пугачева, чтобы выказать благодарность за спасение Маши.

Пушкин хотел в своем произведении показать, что слово честь не пустой звук для многих людей, и нужно стараться быть благородным, тогда удача будет на твоей стороне. Необходимо поступать по совести и показывать пример для других, нужно учить своих детей быть честными и добрыми, тогда в мире будет меньше злобы и подлости.

Понятие чести

С принципами всё понятно, но все ли они подходят понятию чести? А если по своим представлениям человек, например, считает себя лучше других и высокомерен в общении? Или, того хуже, считает возможным принести другим вред?

Понятие чести

Тогда, конечно, ни о какой чести речи не идёт. Ведь этим понятием обычно обозначают достойные уважения и гордости качества человека. И хотя его можно считать относительным, это чувство изначально присуще человеку, и люди интуитивно определяют его как честность, благородство и здоровье души и чистую совесть. О тех, кто соответствует такому определению, ещё могут сказать, что они готовы последнюю рубаху отдать ради других.

«Береги честь с молоду!» А зачем?

Стоит ли заботиться о том, чего никому не видно? На людях можно играть в смелость и благородство, но полезны ли эти качества? Современный мир не предполагает заботы о ком-то, кроме себя. От родителей, воспитателей, учителей мы слышим, что мир жесток, и нужно бороться, буквально «идти по головам». О каких же достоинстве и чести может идти речь в данном случае?

береги честь с молоду значение

Школьники, изучая классические произведения и натыкаясь на фразу «Береги честь с молоду», значение ее не улавливают. «Честь нынче не в чести», — шутит молодежь, готовясь идти в бой с жизнью и соперниками за место под солнцем.

Аргументы из литературы

Итак, после того как объяснена собственная позиция, её нужно аргументировать. Для этого прекрасно подходят литературные источники.

Гринев и Швабрин Пушкина

В 1836 году была опубликована повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Сюжет произведения рассказывает историю романтической любви Марии Мироновой и Петра Гринева на фоне страшного и кровавого времени для России — восстания Емельяна Пугачёва.

Гринев и Швабрин Пушкина

Пара не сразу обрела счастье, сначала им пришлось пройти через серьёзные испытания, одним из которых явилась влюблённость в главную героиню Алексея Швабрина. Молодые люди сошлись в дуэли, закончившейся ранением Петра, а потом в разгар бунта оказались в противостоящих друг другу войсках.

К перипетиям сюжета отлично подходит пословица, выбранная автором в качестве эпиграфа, «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин олицетворяют противоположные друг другу характеры:

  • Первый готов умереть, но не предать, такой наказ ему ещё отец дал.
  • Второй на всё пойдёт ради спасения собственной жизни.

Время проявить себя и сделать нравственный выбор произошло при трагических обстоятельствах. Честь офицера и человеческое достоинство проявил Пётр, отказавшийся присягнуть Пугачёву и служить в его войске, хотя за это на его глазах казнили капитана и коменданта крепости. Такая же печальная участь не постигла героя только из-за его старого нечаянного знакомства с Емельяном, которому он помог, когда тот был ещё никому не известным беглым казаком.

Швабрин поддался инстинкту самосохранения, отрёкся от присяги на верность отечеству и императрице и пошёл в войско противника. Для него это не было унизительным.

Свою низость по ходу сюжета он продемонстрировал ещё не раз:

  • Разработал план, чтобы силой заставить стать его женой Машу Миронову, которую в итоге спас Пётр, получивший от неё записку.
  • Попав в тюрьму вместе с соперником, сделал донос на него.

Но благородство и честность всё равно одержали верх над низостью и предательством. Гринев пережил всё, не уронив своего достоинства, не нарушив слова присяги и не изменив принципам, и в итоге получил свободу и любовь Маши. Он выполнил свой долг, сохранил верность отечеству, но не думал о награде, а только хотел быть честным перед самим собой.

Лиза и Эраст Карамзина

Следующий аргумент можно привести на основании сентиментальной повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза». Её содержание раскрывает тему чести и бесчестия по отношению к любимым.

Завязка произведения заключается в неожиданно вспыхнувшей любви дворянина Эраста к крестьянке Лизе. Для всегда ветреного молодого человека это настолько ново, что он думает оставить светское общество ради возлюбленной.

Лиза и Эраст Карамзина

Испытывающая не менее сильное чувство девушка отдаётся во власть Эраста, но вопреки её ожиданиям, он не оказывается человеком чести. Легко расставаясь с деньгами и не умея при этом зарабатывать на жизнь, дворянин проигрывает своё состояние в карты.

Выход из положения есть, и он заключается в свадьбе с богатой вдовой, но Эраст связан словом Лизе. Тем не менее от узнавшей обо всём девушки он решает просто откупиться. Предложение денег вместо любви обнажило всю глубину малодушия, безволия и эгоизма молодого человека, одним словом, бесчестие.

Лиза же поняла, что сделала ошибку, не уберегла честь, отдавшись непорядочному человеку, и заплатила за это собственной жизнью.

Чичиков Гоголя

О бесчестии ради наживы рассказал Николай Васильевич Гоголь в поэме «Мёртвые души». Её герой Павел Иванович Чичиков, как и Пётр Гринёв, свято соблюдал наказ отца, но у того он был другим. Родитель посоветовал беречь копейку и это с детства повлияло на Павла. Стремясь преумножить состояние, он совсем забыл о чести:

  • Будучи маленьким, продавал своим одноклассникам еду.
  • Повзрослев, провернул аферу с «мёртвыми душами». Не гнушаясь ради достижения цели не только подкупом, но и умалчиванием или обманом.

Не в лучшем свете выглядят и помещики, ради собственной выгоды вступившие в сделку. Они не думают ни о своей, ни о чьей-либо ещё чести, видя только способы улучшения своего материального состояния. Описаны в произведении и чиновники, пользующиеся своим служебным положением и берущие у посетителей взятки.

Персонажи других произведений

Также примеры можно взять и из других произведений. Среди них:

  • Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Евгений Онегин принял участие в неоднозначной дуэли, не допустив осуждения себя светом, но погубив жизнь молодого поэта. Татьяна отказалась от любви, чтобы сберечь честь своей семьи.
  • Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Чиновники здесь не стесняются брать взятки. Хлестаков, принятый за ревизора, с радостью пользуется бесплатными благами.
  • Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Андрий запятнал честь, предав своих родных ради возлюбленной. Остап и Тарас остались верны казачьему слову.
  • Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово». Мальчик остался в темноте охранять воображаемый склад, потому что пообещал это подросткам в игре.
  • Рассказ А. Чехова. «Доктор». Осип Степанович Дымов ценой собственной жизни спас пациента, оставшись верен врачебному долгу.

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Друзья от имени мальчика (Широков 7 класс)
    В этом сочинении я хочу рассказать о моём друге. Это собака по имени Себастьян. Породы у него никакой нет – родился и вырос он в нашем дворе. Однажды, когда я пошёл гулять, за мной увязался щенок.
  • Характеристика Солохи из Вечеров на хуторе близ Диканьки
    Гоголевская повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки» показывает, насколько реальное может вступать в сочетание с потусторонним. Все действующие лица наделены ярким характером.
  • Мой любимый день недели сочинение
    Меня зовут Вера, я учусь в школе. Сегодня я хочу в своем сочинении рассказать о любимом дне недели. На самом деле все дни по-своему хороши, но особенно хочу выделить дни недели как понедельник и субботу.

Грамотное завершение сочинения

Грамотное завершение сочинения

Вдохновляющие, героические примеры из мировой литературы демонстрируют, почему смолоду надо беречь честь. И одновременно с этим рисуют низкий облик тех, кто пренебрегает этим. Конечно, в них описаны далеко не ординарные, сложные ситуации, во многих из них выбор был действительно серьёзен и очень важен.

Тем более строго нужно относиться к своим нравственным качествам в повседневной жизни. Ведь честь — это не осуждать других за спиной, не лгать, не делать кому-то плохо ради своей выгоды, с любовью, пониманием и терпением относиться к окружающим, не только людям, но и животным. Так что совсем не обязательно подвергаться смертельной опасности за отказ присягать врагу, чтобы прослыть достойным человеком.

Сочинение 2

И так, смысл данной пословицы очень значительный для таких людей как мы. Так как эта пословица содержит огромный жизненный смысл, который возможно пригодиться кому-то в жизни, да и в общем он пригодиться всем. Эту пословицу должен знать каждый человек. Но самое главное не только знать её, но и её стоить понимать. Данная пословица является пословицей поколений человечества. Ведь она передавалась из поколения в поколение. Именно эту пословицу очень часто использовали в качестве донесения и рассуждения во многих произведениях. Данная пословица являлась поводом для размышления русских поэтов. Стоить помнить, что “честь” – это некий повод для таково физического и умственного составляющего как гордость. Это эмоция, которая отражает самооценку, точнее самоуважение человека. Но стоит помнить ещё и о “гордыни”. Гордыня отличается от гордости тем, что когда гордыня взяла на тобой вверх, ты становишься эгоистичным человеком, тем самым ты становишься не приятной личность для окружающих тебя людей.

Я могу привести качественный пример из произведения Пушкина под названием “капитанская дочь”. В произведении был такой герой, которого звали Пётр Гринев. Он был слегка азартным человеком, так как играл в карты и у него были вредные привычки. Например, он часто выпивал. Из-за этого может сложиться такое мнение, что Пётр не порядочный человек. Но это был человек чести. Так как он один раз выиграл в карты, и он не потратил эти большие деньги на себя, свои увлечения. Он их отдал своему товарищу, который нуждался в них. Он защищал честь девушки на таком страшном мероприятий как дуэль. Он остался жив, он истребил своего ненавистника в честном бою. А это как раз ещё одно качество, которое говорит о преданности в любви к человеку, к своей девушке мечты.

Гринев человек слова. Именно этот человек является примером гордости и даже возможно некого подражания, конечно же, в хорошем смысле. Он прошёл через все свои трудные испытания и все жизненные трудности, он преодолел все это. Он очень честный человек. Так же он является человеком чести. Он ни разу, не когда в своей жизни не пошёл против своей воли. Всегда как он хотел, так и было. Он всегда добивался всего сам, и помогал тем, кто нуждался в помощи.

Честью является некая культура человека. Это те принципы человека, которым он придерживается. Ведь именно честь ведёт человека к формированию личности, тем более в юные годы. Честь – это не плохое качество, не стоит его путать с эгоизмом и другими принципами.

Другие темы: ← Путешествие↑ На свободную темуЧто значит жить по совести? →

Александр Герасименко

Я люблю разбирать поговорки. Сегодня хочу разнести фразу “Береги честь смолоду”.

Конечно, у вас возник вопрос: “А с этой-то пословицей, что не так?”. Как можно придраться к ней? Можно и нужно. Дальше будет ответ и подробный разбор. Обо всем по порядку.

Еще раз напомню – поговорки очень важны в нашей жизни, потому что они, по умолчанию, являются нашим руководством для принятия решений. Поговорки – это операционная система для нашего мозга, инструкция для наших поступков, windows (окна) в наши решения. Аксиомы, которые мы принимаем как истину, идеал.

Если вы замечали, люди не пытаются оспорить поговорки. Мы даже приводим пословицы и афоризмы в качестве аргументов в спорах. Но на самом деле, о правильности поговорок надо задумываться в первую очередь. Их нужно осмысливать. Они влияют на наши мысли, которые влияют на наши решения, решения определяют наши действия и как следствие результаты.

И так, поговорка “береги честь смолоду”. Принимать эту поговорку как неоспоримую инструкцию к работе своего мозга будет грубейшей ошибкой. Нет, не подумайте, что я осуждаю важность чести и репутации – главных качеств лидера, я о другом. Я хочу обсудить, как мы переносим эту поговорку с отношений между людьми на другие аспекты нашей жизни.

80% этой пословицы – верны, но 20% – настолько разрушительны, что ее нужно вычеркнуть из нашего обихода, как опасную для лидера или человека стремящегося к успеху.

Когда я был молод и не женат, это была моя любимая пословица. Я говорил ее среди друзей, и примерял ее исключительно к девушкам. Она звучала так: “береги честь смолоду коли рожа крива”.

Потом я вырос. Не скажу, что стал серьезней, просто стал больше внимания уделять тому, что говорю. И просто перестал ей пользоваться.

Сейчас я наконец-таки объясню, почему я НИКОГДА не употребляю ее в речи и делаю это осознанно. Как можно не согласиться с фразой “береги честь смолоду”?

Не слово “честь” меня выводит из равновесия, оно меня вполне устраивает. Мне не нравится смысл заложенный в “береги”. То есть фраза “береги честь смолоду” по сути дела говорит: “Не делай ничего, и честь будет в порядке”. Как результат, мы боимся сделать ошибку, чтобы не потерять честь. Честь предлагается защищать бездействием.

Нет! Беречь надо бабушкины бусы, а честь надо заслужить. Честь – понятие активное. Честь не дана нам изначально в жизни, чтобы потом в конце посмотреть, сколько у нас ее осталось (как в забегах официантов с полными стаканами). В графе “честь” при рождении мы имели ноль, ее надо заслужить в жизненных поступках!

Беречь – значит ничего не делать. То есть, “ничего не делать” (быть пассивным) вдруг сразу стало в нашем сознании благородным занятием. “Нет, я не трусливо бездействую и сижу заткнув рот, боясь отказа или косого взгляда в мою сторону, я честь берегу!” – сидит в глубине нашего сознания. Благородно? Достойно? А как же!

Принимая эту пословицу за факт, мы начинаем думать, что наши ошибки, осуждение со стороны других людей, отказ от свидания с нами, провал в новом бизнесе – все это убавляет нам чести и уж никак не сберегает ее. Облажался – значит, чести стало меньше. Ударил в грязь лицом – потерял достоинство, не сумел.

Если бы фраза звучала “Завоевывай честь смолоду” вот тогда и с честью было бы все в порядке и с достижениями в жизни. Со словом “завоевывай” мы бы обращали внимание исключительно на то, в чем человек добился успеха. Нам было бы совершенно безразлично, сколько у него до этого было попыток, в которых он провалился и растерял звание всезнающего и всеумеющего (в которых он “растратил честь”). Мы бы не считали провалы, поражения и отказы, мы бы обращали внимание на достижения и только на достижения. Мы были бы активнее.

Завоевывайте честь смолоду. Действиями.

Что такое кризис

Креативные идеи

Честь и этикет

Так что же такое честь и почему ее нужно беречь? Честь – это набор правил поведения, принятых в том обществе, в котором живет человек. «Поддерживать честь» означает вести себя приемлемым для окружающих образом. Однако не стоит путать честь с этикетом. Последний – это набор внешних правил: как сидеть за столом, как есть, как здороваться. А честь подразумевает, что человек занимает определенную внутреннюю позицию и ведет себя в соответствии с ней, правда, честь предполагает определенный внешний канон поведения. Это помещает понятие «чести» между «этикетом» и «достоинством». Человеческое достоинство внешне себя может вообще никак не проявлять.

Но мы отвлеклись, поэтому продолжаем. Взять не ту вилку за обедом – конфуз, а ткнуть этой вилкой соседа в глаз – бесчестье и хулиганство. Перебить говорящего – некрасиво, обвинить его в краже — означает «обесчестить». Первое может произойти по невнимательности, второе же в любом случае сознательный выбор.

Prometa

A Little Life, Маленькая жизнь

“Маленькая жизнь” – это большой, философский роман, который в нашей культуре стоит воспринимать как продолжение традиции Достоевского. В том смысле, что для автора важно не рассказать историю или живописать характеры, не отразить важную социальную проблему, не стать голосом поколения, а познать – через литературные средства – одну из тайн бытия.

Условность места и времени действия, характеров и ситуаций отсюда. Янагихара, пусть не врут авторы аннотаций про “Четверо друзей пытаются добиться успеха в Нью-Йорке”, создает свой виртуальный мир только как верстак для мысли.

Это очень важно понимать. Есть книжки, которые нужны, чтобы думать о жизни как она есть, об отношениях, о закономерностях и черных лебедях, чтобы любоваться героями и примерять их поступки и мысли на себя. “Анна Каренина”, например, Толстой и рад бы туда побольше философии закачать, но все равно это про то, как Левин с физическим наслаждением косит луг, потому что это так приятно, хотя и бессмысленно с точки зрения налаживания образцового хозяйства, и в этом есть правдивая правда настоящей жизни. Кто пытается в этой традиции писать, тот должен писать правду, правду, правду, чтобы каждая читательница могла сказать: “Да, так бывает”, на эпизоде, где Вронский приходит с Анне на перроне по дороге в Петербург, и через снежинки в свете фонаря говорит то, что он говорит, а она знает, что от этой влюбленности офицера будет много мороки и печалей потом, но все равно радуется.

И есть другая совсем игра, когда человек хочет рассказать о чем-то, что относится к базовой аксиоматике, к самым простым и мощным идеям, но это нельзя говорить прямо, потому что по-дурацки получится, и приходится делать кукольный театр, чтобы как-то по ролям это разыграть. Получается, например, “Книга странных новых вещей” – не самый великий роман, но тоже попытка объяснить, что человек никогда не может быть понятым, а, если ему кажется, что его поняли, и он понял, то он ошибается.

Поэтому не надо пенять на стерильную условность книги. Да, не бывает на свете таких ангелоподобных, терпеливых и бесконечно добродетельных людей как Виллиам или Гарольд. Да, основа сюжета выглядит неправдоподобно: как вообще так могло получиться, что монахи-педофилы воспитывали найденного младенца у себя в монастыре, при этом, никак не скрывая от внешнего мира его наличие. Камон, этого просто не может быть, если ребенок остался без опекунов, он попадает в систему социальной помощи. Никто не может просто так взять себе младенца с помойки. А потом что они собирались со своим воспитанником сделать – убить и закопать? Дело-то тянет на много-много лет в тюрьме. И, если брата Люка и доктора Тейлора арестовали, то про дальнейшую судьбу монахов ничего неизвестно, как и о том, были ли наказаны сотрудники приюта. Почему, когда в клинику попадает избитый до полусмерти шваброй (уродливые шрамы на всю жизнь) подросток из приюта, не начинается расследование? Там много такого, концы с концами не сходится.

Дело не в сюжете, а в решении автором большой загадки: может ли предельное добро победить предельное зло? Как уже все знают, автор первые пятнадцать лет жизни подвергает своего героя самым чистым проявлениям зла, которые может придумать. Все и сразу, бездна жестокости, предательств, лжи и страданий. Зато следующие тридцать пять лет Джуд получает космическую меру любви и света. Успех, деньги, признание. Три человека буквально посвящают ему свою жизнь, множество преданных друзей носятся с ним годами и десятилетиями. Многие говорят: не бывает такой невероятной дружбы, совсем далеко от правды жизни. Но Янагихаре не нужно “как в жизни”, для нее важно было сначала устроить парад абсолютного зла, чтобы потом проверить, что с этим может сделать не менее экстремальное добро.

Мне по мере слушания книжки постоянно вспоминался Солярис или Westworld: положительные персонажи появляются готовенькими, с уже заложенными установками (люби Джуда. Люби Джуда, кому сказали), если что – их перезагружают. Весь роман – это умственный театр теней.

Янагихара смотрит на эти качели зла и добра, заставляя смотреть нас. Что победит в пределе? Авторский талант и значение романа в том, что смотреть на эту главную борьбу интересно, хороший сюжет (с фабулой-то сразу все понятно). Джуд получает новую порцию концентрированного хорошего, и тут же в нем проступает еще одна рана, которая все поглощает. Травма сама воспроизводит себя в самых разных формах – саморазрушение, отношения с абьюзером во взрослом возрасте. Хорошее требует постоянного напряжения сил. В итоге добро перекрывает зло, но зло – это статика, зло оставляет свои следы навсегда, а добро – движение, поэтому оно побеждает, только пока длится. Добро означает носить воду решетом, что вполне возможно, но всегда временно. За какой стороной силы осталась победа, неизвестно. Пусть будет загадка.

Крайне удачная придумка Янагихары состоит в намеренно создаваемой ей иллюзии, что Джуд хороший и милый, раз его все так любят, но, если вдуматься, автор ловко маскирует под видом зайчика, которому перерезало ножки, сильно покалеченного волка. Вот это очень здорово сделано, на мой взгляд, потому что есть здесь и скрытый поворот сюжета, и перпендикулярность толстой традиции литературы о сиротках. Джуд – представитель самого опасного вида городских хищников, корпоративный юрист, и в конце карьеры он дослуживается до предстедателя совета директоров, что требует совершенно волчьих качеств. Все отмечают, что в зале суда он – холодный и беспощадный, страшный. В горе Джуд мстительный: разоряет иском водителя, совершившего роковую ошибку, зная, что у него семья и больной ребенок, засудил всех, кого мог засудить. Обидчикам из детства и любовнику-садисту Джуд не пытается мстить, потому что слишком боится огласки, а так-то не знает пощады. Даже блестящий и жестокий Келеб нужен не только, чтобы показать, как Джуд ненавидит и наказывает себя. При первой встрече очевидный социопат Келеб видит в Джуде (тот все время сидит, и его увечья незаметны) равного себе – сильного, злого, веселого. Келеб притягивается к красавцу-юристу с недоброй славой, и только потом понимает, что тот еще и инвалид, ужасно огорчается, поскольку признание равенства отменить не может, и вынужден потом отделываться от своих демонов и страха перед немощью. Джуд часто задумывается, кем бы он мог быть, если бы имел нормальное детство – ну Келебом бы он и стал. Не факт, что избивал бы инвалидов, а в остальном – да.

Такая история. Проблема романа состоит в том, что он холодный и рассудочный, а многие воспринимают его эмоционально, принимая необходимые для конструкции описания зла за то, чему нужно сопереживать. Я думаю, что в наши дни рисовать зло через причинение мучений ребенка – дешевый и гнусный трюк, недостойный большого писателя. Взрослые тоже страдают, и их тоже впоне себе плохо насиловать и калечить, вот бы и сосредоточилась на совершеннолетнем Джуде.

Роману бы это нисколько не повредило. Тем более, что почти все издевательства над Джудом достаточно опереточные, особенно идея заменить хрестоматийного священника-педофила целым монастырем педофилов, это уже почти пародия. Во всех печальных флешбеках героя есть одна только линия, в которой чувствуется трагическая правда – это сцены между Джудом и братом Люком в мотелях, где беглый монах обещает мальчику, что вот-вот, и они уже накопят денег на домик в лесу, можно будет перестать принимать клиентов в мотелях и зажить. Остально искусственно, а это душераздирающе. Вероятно еще и потому, что связано с личным опытом автора (я не про насилие) – она в детстве с родителями много-много ездила по стране, и вполне хлебнула бесконечных мотелей с их анонимностью, слегка прикрытым убожеством и следами чужих жизней. А однажды на прогулке она с другом заблудились и устали, встретили в лесу мальчика, который пригласил их выпить стакан воды в хижине в лесу – там оказался еще и взрослый мужчина, про которого как-то быстро стало понятно, что он вовсе не отец. К чести автора, нужно сказать, что она вызвала полицию, как только выбралась из леса. Который раз убеждаюсь – если уж Толстой прекрасней всего там, где писал правду из жизни, то остальным тем более показано.

Значение и смысл пословицы «Береги честь смолоду»

Значение и смысл пословицы "Береги честь смолоду"

Смысл пословицы

Помнится, как ещё в детстве на уроках литературы, при прохождении повести «Капитанская дочка», не раз звучала фраза, надолго засевшая у многих, тогда ещё детских, умах: «Береги платье снову, а честь смолоду».

И почему-то до сих пор, вспоминая эту фразу, что-то склоняет нас к мысли, что только честь и достоинство могут сохранить человека в человеке.

Что означает пословица «Береги честь смолоду»?

Согласно словарю Т.Ф. Ефремовой честь — это некое достоинство, за которое человек уважает себя и получает одобрение окружающих. Но если углубиться, что это за достоинство, которое нужно беречь именно смолоду? Согласитесь, слово «честь» в контексте фразы приобретает несколько материальный оттенок, словно это подаренная шуба, которую надо беречь, за которой надо ухаживать. Однако если разобраться, фраза несколько глубже, чем, на первый взгляд, кажется.

Так, беречь честь – это значит не совершать поступков оскорбляющих, прежде всего, человеческое достоинство. То есть, лишь однажды дав поблажку своей совести – совершив хоть раз какой-либо проступок, впустив в свою душу грех, став виноватым в чём-либо, можно принять тот факт, что честь, увы, уберечь не удалось. Честь пострадала. При этом в отличии, например, от сломанной руки, которая рано или поздно придёт в норму, честь не поддаётся восстановлению. Предполагается, что поставив даже маломальское пятнышко на своём достоинстве и чести, смыть его потом либо крайне трудно, либо невозможно в принципе.

А всё-таки, почему же честь нужно беречь именно смолоду? Ответ прост: в молодости по неопытности своей мы совершаем огромное количество ошибок, в большинство своём невольных, так как мы люди, и мы не рождаемся с уже готовыми знаниями, о том, что можно, а что нельзя.

Так, «поистрепав» свою честь в молодости, можно с большой долей вероятности предполагать, что это ляжет тяжким бременем на дальнейшей судьбе человека.

Пример пословицы «Береги честь смолоду»

— Ты видел, вчера наш декан благотворительную акцию забабахал? Типа для детей-сирот. У меня есть ключи от кабинета, пошли затаримся?

— Трусло. Ну ты и трусло…

— Да, как бы не так. Со мной всё нормально, а вот ты, дружище, береги честь смолоду.

История, происхождение пословицы «Береги честь смолоду»

Как уже было упомянуто, фраза фигурирует в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (1836), причём фигурирует в качестве эпиграфа, и можно было бы остановиться на этом и считать, что автор произведения и есть создатель этой фразы, но это вовсе не так. Высказывание «Береги платье снову, а честь смолоду» было придумано народом задолго до него. И определить первоисточник не представляется возможным. Но для того, чтобы показать огромную историческую протяжённость фразы упомянем тот факт, что ещё древнеримский писатель и философ-платоник Луций Апулей, родившийся в 124-125 н. э. говорил: «Стыд и честь — как платье: чем больше потрепаны, тем беспечнее к ним относишься».

Сто́ит сказать, что у пословицы есть множество вариантов интерпретации, например:

  • Чистота духовная паче телесной.
  • Не криви душой: кривобок на тот свет уйдёшь.
  • Душа согрешила, а ноги виноваты.
  • Сухая рубашка к телу не льнёт.
  • Доброе имя дороже богатства.
  • Раз солгал — навек лгуном стал.
  • Первое впечатление можно произвести только однажды и т.д.

Также существует английский аналог пословицы: «The evil would may be cured but not the evil name», что означает «Зло может быть исцелено, но незлое имя».