А или о на конце наречий упражнения

Карточки-упражнения по теме Правописание наречий
А или о на конце наречий упражнения. Карточки-упражнения по теме Правописание наречий Народу помногу ежедневно здесь бывает.

Карточки-упражнения по теме «Правописание наречий»

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

Шагнуть влев. справ. обгоняет грузовик, уйти засветл. задолг. до приказа, добраться затемн. вытереть досух. изредк. интересоваться, начать занов. засидеться допоздн. вылизать дочист. наскор. перекусить, надолг. запомнить.

Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов -о, -а в наречиях.

1. Окна вагона часто были наглух. залеплены снегом (Гайд.). 2. На выходе из села открылись направ. и налев. чудесные виды (Сол.). 3. Мать тотчас же отняла у них Гека, потому что испугалась, как бы сгоряч. его не стукнули о деревянный потолок (Гайд.). 4. И справ. и слев. низина клубилась туманом (Наг.). 5. Такой привилегией он пользовался издавн. вероятно, как больничный старожил (Ч.).

Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов -о, -а в наречиях.

6. У Кати для раздумья времени было досыт. (А. Т.). 7. Медведь взревел и замертв. упал (Крыл.). 8. Я занов. переписал рассказ (Пауст.). 9. Изредк. с пустынной станции доносились гудки единственного маневрового паровоза (Пауст.). 10. Шацкий сначал. дичился меня, потом привык и начал разговаривать (Пауст.). 11. Я с жаром предавался охоте и почти всегда возвращался рано или по крайней мере засветл. (П.).

Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов -о, -а в наречиях.

12. Он мычал и бил всех наотмашь направ. и налев. (Пауст.). 13. Лошадь все воротила вправ. и потому Василий Андреевич все время сворачивал ее влев. (Л. Т.). 14. Я спокойно шел, спуская Жульку бегать перед собой справ. налев. и обратн. слев. направ. (Пришв.). 15. Через два часа наступление возобновилось сызнов. (Ш.). 16. Обыкновенно свой маршрут я никогда не затягивал до сумерек и останавливался на бивак так, чтобы засветл. можно было поставить палатки и заготовить дрова на ночь (Арс.). 17. Я еду и от нечего делать читаю вывески справ. налев. (Ч.).

Упражнение 3. Допишите наречия. Запрост. досыт. начист. набел. затемн. насух. искос. надолг. дотемн. намертв. изредк. воедин. сызнов. добел. докрасн. сдур. сгоряч. направ. слев. Степь выжидающ. молчала. В палисаднике стало свеж. и пахуч. Горяч. билось сердце. Докладчик говорил слишком общ. Угрожающ. надвигалась огромная лохматая туча. Ослепляющ. сияло солнце. Учиться блестящ. Войскам становится невмоч. Двери открыты настеж. Он ушел проч. Уснули далеко за полноч.

Упражнение 4. В соответствии с правилом написания наречий, оканчивающихся на шипяшую, запишите следующие словосочетания.

Удалиться проч. ударить наотмаш. выйти замуж. отворить окно настеж. пуститься вскач. ждать невтерпеж. сплош. зарасти сорняками, упасть навзнич.

Упражнение 5. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Настеж. ворота тяжелые (Бл.). 2. Уж. сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.). 3. Ты напроч. уходишь, чужая (Нар.). 4. Под гору вскач. а как на гору — хоть плачь (Посл.). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш. хлыстом поперек лица (Пауст.).

Упражнение 5. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош. ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич. на песок (Л.). 8. Мы шли дорогой, сплош. покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж. под косой трава валилась, под серпом горела рожь (Н.).

Упражнение 6. Выберите правильный вариант написания наречия.

1) Все равно (не-ни)куда спешить. 2) Он (не-ни)сколько не был похож на мать. 3) (Не-ни)откуда было ждать помощи. 4) Вам (не-ни)зачем рисковать. 5) В молодости ему было все (не-ни)почем. 6) Друзья (не-ни)мало не сомневались в успехе.

Упражнение 7. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. Братья (н. )сколько не сомневались, что отец не будет шутить и сдержит свое слово (М.-С.). 2. Думать было (н. )когда, уходить (н. )куда (Б. П.). 3. Он (н. )где не мог найти работы (Пауст.). 4. До этого случая Шамет слышал много солдатского вранья, но сам (н. )когда не врал (Пауст.). 5. Только казакам (н. )(от)куда взяться (Сер.). 6. (Н.-.)сколько раз я замечал сверху, из сада, Анфису на берегу Быстрой Сосны (Пауст.).

Упражнение 7. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

7. Местность кругом была ровная, прятаться было (н. )где (Б. П.). 8. В Головлеве он (н. )(от)куда не встречал не только прямого отпора, но и даже малейшего косвенного ограничения (С.-Щ.). 9. Честно говоря, детские и юношеские годы (н. )когда не обходятся без экзотики (Пауст.). 10. Где (н. )когда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась (Н.).

Упражнение 8. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Им всегда (н. )когда, (н. )куда пойти, (н. )зачем беспокоиться, (н. )куда не выходить, (н. )где остановиться, (н. )где не задерживаться, (н. )как не мог прийти, (н. )сколько не обидеться, (н. )о чем не спорить, (н. )чуть не огорчиться, (н. ) (от)куда ждать помощи, (н. )(от)куда не ждать вестей, (н. )чему не радоваться.

Упражнение 9. Раскройте скобки, используя одну из частиц.

1. По окончании школы сын объявил родителям, что (ни, не)куда из деревни не уедет и уезжать ему (ни, не)куда и (не, ни)зачем.2. (Ни, не)откуда не доносилось ни звука. 3. Здесь (ни, не)когда жил старый граф. 4. Путникам (ни, не) где было переночевать. 5. Он (ни, не) откуда не мог получить помощи.

Упражнение 9. Раскройте скобки, используя одну из частиц.

6. Мальчик с полдороги вернулся домой, хотя ему (ни, не)зачем было возвращаться. 7. Волк, евши, (ни, не)когда костей не разбирает. 8. Вот этого я (ни, не)как не понимаю. 9. Отступать (ни, не)куда. 10. Там (ни, не)когда гулял и я (П.). 11. Все было тихо, огней (ни, не)где не было видно.

Упражнение 10. Спишите предложения, раскрыв скобки.

1. Недоразумения часто бывают (от)того, что люди не понимают друг друга. 2. Он умеет находить смешные стороны в людях и любит (по)этому поводу острить. 3. Местоимения с предлогами и местоименные наречия созвучны по произношению, (по)этому очень важно их различать. 4. Туристы решили остановиться на ночлег (за)тем лесом. 5. (От)того леса до ближайшей деревни километров двадцать. 6. Сначала мы разобьем палатки, приготовим дрова, а(за)тем на костре будем готовить ужин.

Упражнение 10. Спишите предложения, раскрыв скобки.

7. (По)чему ты готовишься к экзамену: по учебнику или по конспекту? 8. (От)чего ты мало читаешь? 9. (От)чего бы ты скорее отказался: от туристического похода или от отдыха на берегу моря? 10. (По)чему ты так решил? 11. И (за)чем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? (Л.). 12. Скажика мне, красавица, (от)чего я видел тебя сегодня на кровле? (Л.). 13. Вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю (от)чего, она произвела на меня самое неприятное впечатление (Л.).

Упражнение 11. Перепишите и раскройте скобки.

(В)дали виден лес — (в)дали голубой скрылся пароход; (в)высь поднимается дым — (в)высь небесную взлетел голубь; (в)век не забыть мне друга — (в)век электроники; (в)накидку носит пальто — (в)накидку из парчи одета; (во)время прийти — (во)время летнего отпуска; (к)верху поднять голову — (к)верху палатки прикрепить флажок; (на)лицо были ошибки — (на)лицо упала прядь волос; (на)завтра будет веселье — (на)завтра перенести совещание; (на)верх подняться — (на)верх горы взобраться.

Упражнение 12. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

7. Он обладал чудовищной силой, с ножом ходил на медведя (один) (на) один (Гил.). 8. В лесу этом всякого зверя (видимо) (не) видимо (Пришв.). 9. Завязав лапти (крест) (на) крест, он поднес сургуч к огню (Фед.). 10. Эти слова я (перво) (на) перво разучу (Ш.). 11. Там, говорят, (тьма) тьмущая людей и машин (Закр.). 12. (Только) только я взялся за ручку двери, раздался выстрел (Пришв.).

Упражнение 13. Выделенные слова и словосочетания замените наречиями с приставкой по-. Составьте с некоторыми из них предложения.

Образец: жить как прежде — жить по-прежнему.

Сделать иначе; разделить на всех одинаково; поступить со знанием дела; простить как друга; светить как летом; вести хозяйство как крестьянин; дружить искренне; говорить на немецком языке; занятие, видимо, не состоится; поступить как товарищ; одеваться на французский манер.

Упражнение 14. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

1. Зной был нестерпим (по) прежнему (Т.). 2. Все замерли в ожидании, что (вот) вот выскочит заяц (Пришв.). 3. [Плыла] очень пестро (по) египетски раскрашенная нильская барка (Леск.). 4. Однако ж мы как (то) понимали друг друга (Ланч.). 5. Зеленоватая волна скользила мимо, (чуть) чуть вспухая и урча (Т.). 6. У Якова других родных не было, мать его (данным) давно умерла (Т.).

Упражнение 14. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

13. По ясному небу (едва) едва неслись высокие и редкие облака (Т.). 14. Бабы взялись за оглобли, мужики принажали сзади, и так (мало) (по) малу поставили воз на дорогу (Пришв.). 15. В это время в лесу (только) только начинается красивая борьба за свет (Пришв.). 16. Когда в комнате (мало) мальски согрелось, я записал свои наблюдения зимы (Пришв.). 17. Вот и певчий дрозд — поет как хорошо, но поет (один) одинешенек (Пришв).

Упражнение 15. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

1. Я требовал, (во) первых, комнату, где бы мог раздеться, (во) вторых, стакан вина, (в) третьих, обоза для моего провожатого (П.). 2. Мы все учились (по) немногу чему-нибудь и как-нибудь (П.). 3. Ты (по) пусту повредил бы ей и себе (Гонч.). 4. Откинув циновку, гляжу я вперед — (по) прежнему вьюга крутится (П.). 5. Сначала он ехал какой-то неизвестной дорогой, а потом покатил (по) прежнему пути. 6. Дуняша слушала, приоткрыв (по) детски рот (М.Г).

Упражнение 15. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

8. Дома в Москве уже все было (по) зимнему; топили печи. (Ч.). 9. (По) видимому, своим словам пастух придавал немало значения (Ч.). 10. «Старички» ходили (по) двое и (по)трое в зале, заломив истрепанные кепи на затылок (Купр.). 11. Все дела совершались (по) домашнему, (по)соседски. (Купр.). 12. Дни еще только (по) весеннему ласковы. (Купр.). 13. На такой плешине, (по)моему, и должен был находиться бекас (Пришв.).

Упражнение 16. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

(Чуть)чуть, (как)никак, (худо)бедно, крест (на)крест, точь (в)точь, бок (о)бок, (в)третьих, (по)дружески, (по)нашему, (по)латыни, (взад)вперед, (крепко)накрепко, (мало)помалу, жить (по)новому, идти (по)тихоньку, упасть навзнич. ударить наотмаш. дожидаться было невтерпеж. подойти (с)лев. посмотреть (на)прав…

Упражнение 16. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Известен (из)давн. пропасть (без)вести, решить (в)тайне, купить (в)рассрочку, разделить (на)двое, выпрыгнуть (на)ходу, решиться (на)днях, закрыть (с)наружи, писать (до)востребования, жить (за)границей, выстрелить (в)упор, расстались (по)приятельски .

Упражнение 17. Спишите предложения, раскрыв скобки.

(В)начале осени стояли ясные, солнечные дни. (В)начале мы шли лесом, потом вдоль реки. Жить в чужом городе (с)начала нам было трудно и непривычно. Эта книга мне понравилась (с)начала. Книги были завернуты (в)плотную бумагу. Они (в)плотную подошли к главному вопросу дискуссии.

Упражнение 18. Раскройте скобки, учитывая, что наречия могут бытьи слитного, и раздельного написания.

1. Жили в палатке (в)четвером. 2. Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь (до)нельзя (П.). 3. (По)ныне тропы эти не хожены. 4. Шли долго и (на)пропалую. 5. (В)двоем шагать по жизни легче. 6. Партизаны бились (в)рукопашную (Г.Марков). 7. Величием своей судьбы Москва гордиться (в)праве (С.Щипачев).

Упражнение 18. Раскройте скобки, учитывая, что наречия могут бытьи слитного, и раздельного написания.

8. Отдохнули мы (в)досталь. 9. (В)перемежку с лесами шли поля. 10. Наши истребители шли (на)перехват немецким бомбардировщикам. 11. (На)веки вечные мы вместе. 12. (На)верх горы поднимался отряд туристов. 13. (В)низу плещется река. 14. Работы развернулись (во)всю.

Упражнение 18. Раскройте скобки, учитывая, что наречия могут бытьи слитного, и раздельного написания.

15. (В)миг влетела в разбитое окно ласточка. 16. Стреляли(на)угад. 17. Леса здесь размахнулись на многие километры (в)доль и (по)перек (З. Кур.). 18. Ребятишки бросились (в)рассыпную. (С)верху открывается чудесный вид. 20. Путники шли (в)слепую.21. (За)частую приходилось трудно.

Упражнение 19. Перепишите, раскрывая скобки. Пишите слова то слитно, то раздельно.

Смеялся (до)упаду, шли (по)двое, взял (в)рассрочку, согласился (по)неволе, встал (с)(по)(за)ранку, это было (в)диковинку, работа не(по)плечу, переваливался (с)боку (на)бок, шел(в)слепую, (в)обход зверя, (по)тихоньку скрылся, (с)места (в)карьер, шли след (в)след, отдохнули (на)славу, вопрос поставил меня (в)тупик, не (к)стати это, явился (на) дом, шли (по)одному, (в)меру погулял,(без)вести пропал, (без)толку говорил.

Упражнение 20. Раскройте скобки, поставив, где нужно, дефис.

(По)январски морозно, настроен (по)боевому, (по)хорошему,(по)всюду, (по)вашему получилось, (по)болгарски, едва(едва)успел,(волей)неволей пришел, (по)тихоньку, на(шиворот)на выворот, куда(то) пошли, (кое)как успели, (по)просту, (по)(за)вчера, (по)лисьи хитер, (в)пятых, (по)верху, где(либо) найду, (по)этому, (по)казацки, (по)парно, (полным)полно грибов, (по)крепче, (как)никак, (по)дешевле, (тихо)смирно сидел, (по)белее, снова (таки).

Упражнение 21. Определите лексическое значение выделенных наречий и объясните способ их образования.

1. Русский мещанин издревле воспитывался в недоверии к разуму и даже во вражде к нему (Г.). 2. Меня не худо бы спроситься, ведь я ей все-таки сродни; по крайней мере искони отцом недаром называли (Гр.). 3. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начало Кирилу Петровичу Троекурову, потому что мы, дескать, ихние, а мы искони ваши — и отроду того не слыхивали (П.). 4. И дедушке иногда казалось, что время повернуло вспять, что ему, дедушке, снова сорок лет (Кат.).

Упражнение 21. Определите лексическое значение выделенных наречий и объясните способ их образования.

5. Герасиму и Андрею посчастливилось не только встретиться в Холмогорах, но и жить в одной избе и, как встарь, по-дружески беседовать, вспоминая далекие годы детства, побеги из вотчины Колычева и Ливонские походы (Костыл.). 6. А вижу я — винюсь перд вами, что уж и так мой бедный слог пестреть гораздо меньше б мог иноплеменными словами, хоть и заглядывал я встарь в Академический Словарь (П.). 7. Между собеседниками по большей части царствует глубокое молчание: все видятся ежедневно друг с другом, а новостей извне получается мало (Гонч.).

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Психологи
  • Логопеды
  • Репетиторы
  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Упражнения на тему «Правописание наречий»

Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

Шагнуть влев. справ. обгоняет грузовик, уйти засветл. задолг. до приказа, добраться затемн. вытереть досух. изредк. интересоваться, начать занов. засидеться допоздн. вылизать дочист. наскор. перекусить, надолг. запомнить.

Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов -о, -а в наречиях.

1. Окна вагона часто были наглух. залеплены снегом (Гайд.). 2. На выходе из села открылись направ. и налев. чудесные виды (Сол.). 3. Мать тотчас же отняла у них Гека, потому что испугалась, как бы сгоряч. его не стукнули о деревянный потолок (Гайд.). 4. И справ. и слев. низина клубилась туманом (Наг.). 5. Такой привилегией он пользовался издавн. вероятно, как больничный старожил (Ч.).

Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов -о, -а в наречиях.

6. У Кати для раздумья времени было досыт. (А. Т.). 7. Медведь взревел и замертв. упал (Крыл.). 8. Я занов. переписал рассказ (Пауст.). 9. Изредк. с пустынной станции доносились гудки единственного маневрового паровоза (Пауст.). 10. Шацкий сначал. дичился меня, потом привык и начал разговаривать (Пауст.). 11. Я с жаром предавался охоте и почти всегда возвращался рано или по крайней мере засветл. (П.).

Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов -о, -а в наречиях.

12. Он мычал и бил всех наотмашь направ. и налев. (Пауст.). 13. Лошадь все воротила вправ. и потому Василий Андреевич все время сворачивал ее влев. (Л. Т.). 14. Я спокойно шел, спуская Жульку бегать перед собой справ. налев. и обратн. слев. направ. (Пришв.). 15. Через два часа наступление возобновилось сызнов. (Ш.). 16. Обыкновенно свой маршрут я никогда не затягивал до сумерек и останавливался на бивак так, чтобы засветл. можно было поставить палатки и заготовить дрова на ночь (Арс.). 17. Я еду и от нечего делать читаю вывески справ. налев. (Ч.).

Упражнение 3. Допишите наречия. Запрост. досыт. начист. набел. затемн. насух. искос. надолг. дотемн. намертв. изредк. воедин. сызнов. добел. докрасн. сдур. сгоряч. направ. слев. Степь выжидающ. молчала. В палисаднике стало свеж. и пахуч. Горяч. билось сердце. Докладчик говорил слишком общ. Угрожающ. надвигалась огромная лохматая туча. Ослепляющ. сияло солнце. Учиться блестящ. Войскам становится невмоч. Двери открыты настеж. Он ушел проч. Уснули далеко за полноч.

Упражнение 4. В соответствии с правилом написания наречий, оканчивающихся на шипяшую, запишите следующие словосочетания.

Удалиться проч. ударить наотмаш. выйти замуж. отворить окно настеж. пуститься вскач. ждать невтерпеж. сплош. зарасти сорняками, упасть навзнич.

Упражнение 5. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

1. Настеж. ворота тяжелые (Бл.). 2. Уж. сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только все не впрок (Крыл.). 3. Ты напроч. уходишь, чужая (Нар.). 4. Под гору вскач. а как на гору — хоть плачь (Посл.). 5. Офицер ударил Остапа наотмаш. хлыстом поперек лица (Пауст.).

Упражнение 5. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

6. До горизонта, до самого края, сизая, серо-зеленая, сплош. ходит, крутыми валами играя, июньская рожь (В. Бок.). 7. Какой-то зверь одним прыжком из чащи выскочил и лег, играя, навзнич. на песок (Л.). 8. Мы шли дорогой, сплош. покрытой бурыми прошлогодними листьями (Купр.). 9. Как ни часто приходилось молодице невтерпеж. под косой трава валилась, под серпом горела рожь (Н.).

Упражнение 6. Выберите правильный вариант написания наречия.

1)Все равно (не-ни)куда спешить. 2) Он (не-ни)сколько не был похож на мать. 3) (Не-ни)откуда было ждать помощи. 4) Вам (не-ни)зачем рисковать. 5) В молодости ему было все (не-ни)почем. 6) Друзья (не-ни)мало не сомневались в успехе.

Упражнение 7. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1. Братья (н. )сколько не сомневались, что отец не будет шутить и сдержит свое слово (М.-С.). 2. Думать было (н. )когда, уходить (н. )куда (Б. П.). 3. Он (н. )где не мог найти работы (Пауст.). 4. До этого случая Шамет слышал много солдатского вранья, но сам (н. )когда не врал (Пауст.). 5. Только казакам (н. )(от)куда взяться (Сер.). 6. (Н.-.)сколько раз я замечал сверху, из сада, Анфису на берегу Быстрой Сосны (Пауст.).

Упражнение 7. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

7. Местность кругом была ровная, прятаться было (н. )где (Б. П.). 8. В Головлеве он (н. )(от)куда не встречал не только прямого отпора, но и даже малейшего косвенного ограничения (С.-Щ.). 9. Честно говоря, детские и юношеские годы (н. )когда не обходятся без экзотики (Пауст.). 10. Где (н. )когда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась (Н.).

Упражнение 8. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Укажите, к какой части речи относятся выделенные слова.

Им всегда (н. )когда, (н. )куда пойти, (н. )зачем беспокоиться, (н. )куда не выходить, (н. )где остановиться, (н. )где не задерживаться, (н. )как не мог прийти, (н. )сколько не обидеться, (н. )о чем не спорить, (н. )чуть не огорчиться, (н. ) (от)куда ждать помощи, (н. )(от)куда не ждать вестей, (н. )чему не радоваться.

Упражнение 9. Раскройте скобки, используя одну из частиц.

1. По окончании школы сын объявил родителям, что (ни, не)куда из деревни не уедет и уезжать ему (ни, не)куда и (не, ни)зачем.2. (Ни, не)откуда не доносилось ни звука. 3. Здесь (ни, не)когда жил старый граф. 4. Путникам (ни, не) где было переночевать. 5. Он (ни, не) откуда не мог получить помощи.

Упражнение 9. Раскройте скобки, используя одну из частиц.

6. Мальчик с полдороги вернулся домой, хотя ему (ни, не)зачем было возвращаться. 7. Волк, евши, (ни, не)когда костей не разбирает. 8. Вот этого я (ни, не)как не понимаю. 9. Отступать (ни, не)куда. 10. Там (ни, не)когда гулял и я (П.). 11. Все было тихо, огней (ни, не)где не было видно.

Упражнение 10. Спишите предложения, раскрыв скобки.

1. Недоразумения часто бывают (от)того, что люди не понимают друг друга. 2. Он умеет находить смешные стороны в людях и любит (по)этому поводу острить. 3. Местоимения с предлогами и местоименные наречия созвучны по произношению, (по)этому очень важно их различать. 4. Туристы решили остановиться на ночлег (за)тем лесом. 5. (От)того леса до ближайшей деревни километров двадцать. 6. Сначала мы разобьем палатки, приготовим дрова, а(за)тем на костре будем готовить ужин.

Упражнение 10. Спишите предложения, раскрыв скобки.

7. (По)чему ты готовишься к экзамену: по учебнику или по конспекту? 8. (От)чего ты мало читаешь? 9. (От)чего бы ты скорее отказался: от туристического похода или от отдыха на берегу моря? 10. (По)чему ты так решил? 11. И (за)чем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? (Л.). 12. Скажика мне, красавица, (от)чего я видел тебя сегодня на кровле? (Л.). 13. Вдруг едва приметная улыбка пробежала по тонким губам его, и, не знаю (от)чего, она произвела на меня самое неприятное впечатление (Л.).

Упражнение 11. Перепишите и раскройте скобки.

(В)дали виден лес — (в)дали голубой скрылся пароход; (в)высь поднимается дым — (в)высь небесную взлетел голубь; (в)век не забыть мне друга — (в)век электроники; (в)накидку носит пальто — (в)накидку из парчи одета; (во)время прийти — (во)время летнего отпуска; (к)верху поднять голову — (к)верху палатки прикрепить флажок; (на)лицо были ошибки — (на)лицо упала прядь волос; (на)завтра будет веселье — (на)завтра перенести совещание; (на)верх подняться — (на)верх горы взобраться.

Упражнение 12. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

7. Он обладал чудовищной силой, с ножом ходил на медведя (один) (на) один (Гил.). 8. В лесу этом всякого зверя (видимо) (не) видимо (Пришв.). 9. Завязав лапти (крест) (на) крест, он поднес сургуч к огню (Фед.). 10. Эти слова я (перво) (на) перво разучу (Ш.). 11. Там, говорят, (тьма) тьмущая людей и машин (Закр.). 12. (Только) только я взялся за ручку двери, раздался выстрел (Пришв.).

Упражнение 13. Выделенные слова и словосочетания замените наречиями с приставкой по-. Составьте с некоторыми из них предложения.

Образец: жить как прежде — жить по-прежнему.

Сделать иначе; разделить на всех одинаково; поступить со знанием дела; простить как друга; светить как летом; вести хозяйство как крестьянин; дружить искренне; говорить на немецком языке; занятие, видимо, не состоится; поступить как товарищ; одеваться на французский манер.

Упражнение 14. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

1. Зной был нестерпим (по) прежнему (Т.). 2. Все замерли в ожидании, что (вот) вот выскочит заяц (Пришв.). 3. [Плыла] очень пестро (по) египетски раскрашенная нильская барка (Леск.). 4. Однако ж мы как (то) понимали друг друга (Ланч.). 5. Зеленоватая волна скользила мимо, (чуть) чуть вспухая и урча (Т.). 6. У Якова других родных не было, мать его (данным) давно умерла (Т.).

Упражнение 14. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

13. По ясному небу (едва) едва неслись высокие и редкие облака (Т.). 14. Бабы взялись за оглобли, мужики принажали сзади, и так (мало) (по) малу поставили воз на дорогу (Пришв.). 15. В это время в лесу (только) только начинается красивая борьба за свет (Пришв.). 16. Когда в комнате (мало) мальски согрелось, я записал свои наблюдения зимы (Пришв.). 17. Вот и певчий дрозд — поет как хорошо, но поет (один) одинешенек (Пришв).

Упражнение 15. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

1. Я требовал, (во) первых, комнату, где бы мог раздеться, (во) вторых, стакан вина, (в) третьих, обоза для моего провожатого (П.). 2. Мы все учились (по) немногу чему-нибудь и как-нибудь (П.). 3. Ты (по) пусту повредил бы ей и себе (Гонч.). 4. Откинув циновку, гляжу я вперед — (по) прежнему вьюга крутится (П.). 5. Сначала он ехал какой-то неизвестной дорогой, а потом покатил (по) прежнему пути. 6. Дуняша слушала, приоткрыв (по) детски рот (М.Г).

Упражнение 15. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий.

8. Дома в Москве уже все было (по) зимнему; топили печи. (Ч.). 9. (По) видимому, своим словам пастух придавал немало значения (Ч.). 10. «Старички» ходили (по) двое и (по)трое в зале, заломив истрепанные кепи на затылок (Купр.). 11. Все дела совершались (по) домашнему, (по)соседски. (Купр.). 12. Дни еще только (по) весеннему ласковы. (Купр.). 13. На такой плешине, (по)моему, и должен был находиться бекас (Пришв.).

Упражнение 16. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

(Чуть)чуть, (как)никак, (худо)бедно, крест (на)крест, точь (в)точь, бок (о)бок, (в)третьих, (по)дружески, (по)нашему, (по)латыни, (взад)вперед, (крепко)накрепко, (мало)помалу, жить (по)новому, идти (по)тихоньку, упасть навзнич. ударить наотмаш. дожидаться было невтерпеж. подойти (с)лев. посмотреть (на)прав…

Упражнение 16. Спишите, раскрывая скобки. Объясните слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Известен (из)давн. пропасть (без)вести, решить (в)тайне, купить (в)рассрочку, разделить (на)двое, выпрыгнуть (на)ходу, решиться (на)днях, закрыть (с)наружи, писать (до)востребования, жить (за)границей, выстрелить (в)упор, расстались (по)приятельски.

Упражнение 17. Спишите предложения, раскрыв скобки.

(В)начале осени стояли ясные, солнечные дни. (В)начале мы шли лесом, потом вдоль реки. Жить в чужом городе (с)начала нам было трудно и непривычно. Эта книга мне понравилась (с)начала. Книги были завернуты (в)плотную бумагу. Они (в)плотную подошли к главному вопросу дискуссии.

Упражнение 18. Раскройте скобки, учитывая, что наречия могут бытьи слитного, и раздельного написания.

1. Жили в палатке (в)четвером. 2. Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь (до)нельзя (П.). 3. (По)ныне тропы эти не хожены. 4. Шли долго и (на)пропалую. 5. (В)двоем шагать по жизни легче. 6. Партизаны бились (в)рукопашную (Г.Марков). 7. Величием своей судьбы Москва гордиться (в)праве (С.Щипачев).

Упражнение 18. Раскройте скобки, учитывая, что наречия могут бытьи слитного, и раздельного написания.

8. Отдохнули мы (в)досталь. 9. (В)перемежку с лесами шли поля. 10. Наши истребители шли (на)перехват немецким бомбардировщикам. 11. (На)веки вечные мы вместе. 12. (На)верх горы поднимался отряд туристов. 13. (В)низу плещется река. 14. Работы развернулись (во)всю.

Упражнение 18. Раскройте скобки, учитывая, что наречия могут бытьи слитного, и раздельного написания.

15. (В)миг влетела в разбитое окно ласточка. 16. Стреляли(на)угад. 17. Леса здесь размахнулись на многие километры (в)доль и (по)перек (З. Кур.). 18. Ребятишки бросились (в)рассыпную. (С)верху открывается чудесный вид. 20. Путники шли (в)слепую.21. (За)частую приходилось трудно.

Упражнение 19. Перепишите, раскрывая скобки. Пишите слова то слитно, то раздельно.

Смеялся (до)упаду, шли (по)двое, взял (в)рассрочку, согласился (по)неволе, встал (с)(по)(за)ранку, это было (в)диковинку, работа не(по)плечу, переваливался (с)боку (на)бок, шел(в)слепую, (в)обход зверя, (по)тихоньку скрылся, (с)места (в)карьер, шли след (в)след, отдохнули (на)славу, вопрос поставил меня (в)тупик, не (к)стати это, явился (на) дом, шли (по)одному, (в)меру погулял,(без)вести пропал, (без)толку говорил.

Упражнение 20. Раскройте скобки, поставив, где нужно, дефис.

(По)январски морозно, настроен (по)боевому, (по)хорошему,(по)всюду, (по)вашему получилось, (по)болгарски, едва(едва)успел,(волей)неволей пришел, (по)тихоньку, на(шиворот)на выворот, куда(то) пошли, (кое)как успели, (по)просту, (по)(за)вчера, (по)лисьи хитер, (в)пятых, (по)верху, где(либо) найду, (по)этому, (по)казацки, (по)парно, (полным)полно грибов, (по)крепче, (как)никак, (по)дешевле, (тихо)смирно сидел, (по)белее, снова (таки).

Упражнение 21. Определите лексическое значение выделенных наречий и объясните способ их образования.

1. Русский мещанин издревле воспитывался в недоверии к разуму и даже во вражде к нему (Г.). 2. Меня не худо бы спроситься, ведь я ей все-таки сродни; по крайней мере искони отцом недаром называли (Гр.). 3. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начало Кирилу Петровичу Троекурову, потому что мы, дескать, ихние, а мы искони ваши — и отроду того не слыхивали (П.). 4. И дедушке иногда казалось, что время повернуло вспять, что ему, дедушке, снова сорок лет (Кат.).

Упражнение 21. Определите лексическое значение выделенных наречий и объясните способ их образования.

5. Герасиму и Андрею посчастливилось не только встретиться в Холмогорах, но и жить в одной избе и, как встарь, по-дружески беседовать, вспоминая далекие годы детства, побеги из вотчины Колычева и Ливонские походы (Костыл.). 6. А вижу я — винюсь перд вами, что уж и так мой бедный слог пестреть гораздо меньше б мог иноплеменными словами, хоть и заглядывал я встарь в Академический Словарь (П.). 7. Между собеседниками по большей части царствует глубокое молчание: все видятся ежедневно друг с другом, а новостей извне получается мало (Гонч.).

Буквы «о» и «а» на конце наречий

Буквы «о» и «а» на кон­це наре­чий пишут­ся в зави­си­мо­сти от нали­чия при­став­ки из-, до-, с- или в-, на-, за- соглас­но орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу рус­ско­го язы­ка. Приведем при­ме­ры наре­чий с суф­фик­са­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми «о» и «а».

Безударные суффиксы наречий «о» и «а»

Конечные бук­вы «о» и «а» в мор­фем­ном соста­ве наре­чий обо­зна­ча­ют сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы, кото­рые чаще все­го явля­ют­ся безударными:

  • спро­сить сно́в а ;
  • пой­ти напра́в о .

В рус­ском язы­ке обыч­но без­удар­ные глас­ные в корне про­ве­ря­ют уда­ре­ни­ем. Согласно пра­ви­лу в без­удар­ном поло­же­нии пишет­ся та же глас­ная бук­ва, кото­рая высту­па­ет под уда­ре­ни­ем в том же сло­ге сло­ва, если изме­нить его фор­му или подо­брать одно­ко­рен­ное слово:

  • под а ри́ть — пода́рок;
  • о кно́ — о́кна;
  • ул е та́ют — лётчик;
  • уд и вле́ние — ди́во.

Эти при­е­мы про­вер­ки невоз­мож­но при­ме­нить в напи­са­нии без­удар­ных суф­фик­сов наре­чий, обо­зна­чен­ным бук­ва­ми «а» и «о». Во-первых, наре­чия не изме­ня­ют­ся. Во-вторых, нет таких одно­ко­рен­ных слов, в соста­ве кото­рых уда­ре­ние пере­ме­сти­лось бы на суф­фикс. Но в рус­ском язы­ке суще­ству­ет пра­ви­ло орфо­гра­фии, кото­рое помо­жет выяс­нить, когда сле­ду­ет напи­сать бук­ву «а» или «о» на кон­це наречия.

Правило

Буквы о а на конце наречий

В рус­ском язы­ке с помо­щью ука­зан­ных при­ста­вок и суф­фик­сов -а, -о обра­зо­ва­ны наре­чия от крат­ких форм каче­ствен­ных прилагательных:

  • суще­ству­ет и́з давн а ;
  • смот­реть и́с кос а ;
  • съесть до́ чист а ;
  • спро­сить с нов а ;
  • сдви­нуть в ле́в о ;
  • пере­пи­сать на́ бел о ;
  • скрыть за́ прост о .

Буква «а» на конце наречий с приставками из-, до-, с-

Если загля­нуть в исто­рию появ­ле­ния наре­чий, то мож­но выяс­нить, что сло­ва этой части речи были обра­зо­ва­ны с помо­щью при­ста­вок из-/ис-, до-, с- от крат­ких форм при­ла­га­тель­ных. В древ­не­рус­ском язы­ке крат­кие при­ла­га­тель­ные изме­ня­лись не толь­ко по родам и чис­лам, но и по паде­жам. Так, наре­чие «дотем­на» обра­зо­ва­но с уча­сти­ем пред­ло­га «до» и фор­мы роди­тель­но­го паде­жа при­ла­га­тель­но­го «тем­на». Предлог стал при­став­кой, а падеж­ное окон­ча­ние пре­вра­ти­лось в суф­фикс наре­чия. Так были обра­зо­ва­ны мно­гие наре­чия с при­став­ка­ми из-, до-, с-:

  • до сыт а ;
  • из редк а ;
  • с ыз нов а ;
  • с горяч а ;
  • с прав а ;
  • с легк а .

Обратим вни­ма­ние, что неко­то­рые наре­чия соглас­но орфо­эпи­че­ской нор­ме совре­мен­но­го рус­ско­го язы­ка про­из­но­сим с удар­ным суффиксом:

  • рас­те­реть докрасн а́ ;
  • заго­реть дочерн а́ ;
  • отмыть добел а́ .

Эти сло­ва не доста­вят затруд­не­ний в напи­са­нии, если в них пра­виль­но поста­вить ударение.

Отличаем напи­са­ние наре­чий с конеч­ны­ми бук­ва­ми «о» и «а» от слов этой части речи, обра­зо­ван­ных с помо­щью суф­фик­са от бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных прилагательных.

Понаблюдаем:

  • смирн ый — смирн о лежать;
  • скверн ый — скверн о поступить;
  • из веч­ный — суще­ству­ет изве́чн о ;
  • до слов­ный — пере­ве­сти дословн о .

Видеоурок для учащихся 7 класса