4 класс конспект урока наречие как часть речи правописание наречий

Конспект урока русского языка; Наречие как часть речи
4 класс конспект урока наречие как часть речи правописание наречий. Конспект урока русского языка; Наречие как часть речи Произведите синтаксический разбор предложений 1 вариант предпоследнее; 2 вариант последнее.

Конспект урока русского языка «Наречие как часть речи. Признаки наречия»; 4 класс

Наречие – это одна из самостоятельных часть речи. Самостоятельная – значит у нее есть две вещи: значение и вопрос.

Основное значение наречия – признак действия. То есть мы с их помощью говорим, где происходит действие (снаружи, внутри, наверху, внизу), как оно происходит (быстро, медленно, кувырком, спокойно), когда (утром, вечером, весной, зимой) и так далее.

К наречию можно задать очень много разных вопросов. Чаще всего задается вопрос «как», но кроме него можно спросить «когда», «где», «куда», «в какой степени».

Это основа, которую вам надо понять. Теперь углубимся в детали.

Что обозначает наречие

Итак, самое частое значение – признак какого-то действия. В этом случае наречие будет зависеть от таких частей речи, как глагол или двух его производных – причастия или деепричастия. Примеры:

  1. Пел (как?) громко – наречие «громко» зависит от глагола.
  2. Одиноко стоящая береза – стоящая (как?) одиноко – наречие зависит от причастия.
  3. Сильно хлопнув дверью – хлопнув (как?) сильно – зависит от деепричастия.

Но бывает так, что наречие обозначает признак какого-то другого признака. В этом случае оно зависит от прилагательного. Смотрите: очень красивый – красивый (в какой степени?) очень.

Изредка наречия обозначают признаки предметов. Тогда они зависят от существительных: музыка (откуда?) сверху.

Как не путать наречия с другими частями речи

Наречия отвечают на «необычные» вопросы: как, куда, откуда, в какой степени, почему и пр. Они не могут отвечать на вопросы «какой», «чей», как прилагательное, или «кто», «что», как существительное.

Курсы ОГЭ по русскому языку

Курсы подготовки к ОГЭ по русскому языку – только лучшие дистанционные программы от самых талантливых учителей России

Для учеников 8-9 классов любого уровня подготовки.

Наречие как часть речи. Морфологические свойства наречия. Изучение наречия в начальной школе.

Главная Избранные Случайная статья Познавательные Новые добавления Обратная связь FAQ

Стр 1 из 2Следующая ⇒

Ответы для экзамена по русскому языку

Наречие как часть речи. Морфологические свойства наречия. Изучение наречия в начальной школе.

Наречие-это самостоятельная часть речи, выражающая грамматическое категориальное значение признака действия, состояния или другого признака: писать быстро и красиво; ребенку очень весело; весьма приятный. Наречия примыкают к глаголам, прилагательным, наречиям, а также к особым словам, называющим состояния живых существ и окружающей среды. В предложении наречия обычно бывают обстоятельствами. Наречия отвечают на вопросы как? куда? когда? где? почему? зачем? в какой степени? Наречия определяются как неизменяемые слова: они не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам, ни по временам. Единственная грамматическая категория наречий — степени сравнения, кот-е образуются лишь от наречий со значением качества – от определительных: сравнительная – красивее, менее красиво; превосходная – наиболее громко, смешнее всего. (из Леканта)

Основные признаки наречий

А) Общее грамматическое значениеПримеры
Это значение признака действий или признака признаков.
 Если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает признак действия.Весело смеяться, быстро бежать, громкоразговаривать, сделать сгоряча, сделать назло.
 Если наречие присоединяется к прилагательному или другому наречию, то оно обозначает признак признака.Слишком быстрый, очень быстро.
Б) Морфологические признаки
Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются и не спрягаются.
В) Синтаксические признакиПримеры
В предложении наречия обычно являются обстоятельствами.Луна ярко озаряла всю долину.
Наречия обычно зависят от глаголов, прилагательных и других наречий, образуя с ними словосочетания.Подойти справа, очень весёлый, очень весело.

Изучение наречий в начальной школе (нов.Львов)

Наречие — знаменательная, но неизменяемая часть речи. (Степени сравнения наречий не изучаются, как и у прилагательных) Школьники исследуют: —лексическое значение наречий — это слова, обозначающие время, место действия и пр.; — их вопросы: когда? где? как? почему? и пр.; — роль наречий в предложении; — изменяются ли. Наблюдения обобщаются, выводы выверяются по учебнику. Целесообразно позн-ть уч-ся с разрядами наречий: времени, места, образа действия. Дети должны узнавать наречия в тексте, приводить свои примеры, ставить вопросы к ним, писать без ошибок.

Школьники относят к наречиям слова категории состояния (Мне грустно и легко). Исправлять ответы уч-ся не следует, но полезно обратить внимание на значение и роль таких слов в предложении.(Эти слова обозначают состояние природы или человека, животного) Теория: понятие «наречие», «его разряды», «наречия места», «наречия времени», «признак действия».

Упр-я:грамматический разбор наречий; введение их в текст; написание наречий типа направо, налево, вниз, вверх, вечером, утром. Исследовательские задания: проследить способы образования наречий:

от имен сущ-х (вечер — вечером); от глагола (спешить – не спеша, шутить – шутя)

от прилаг-х (близкий — близко); от местоимений (свой – по-своему)

Слова категории состояния. Отличие от других частей речи. Эмпирический этап формирования данного понятия в начальной школе.

СКС – это лексико-грамматический разряд слов, обозначающий состояние живых существ, природы, окр.среды, иногда с модальной окраской и выражением оценки. (Мне грустно, потому что весело тебе). Категория состояния как часть речи имеет свои специфические — лексические и грамматические (морфологические и синтаксические) — признаки, отличающие ее от других частей речи: обозначают не признак действия, признака, а категориальное значение состояния; в предложении являются сказуемыми; есть аналитические формы времени – быть, становиться.

Слова, обозначающие категорию состояния: 1) слова на –о, эти слова похожи на кр. прилаг. в форме ср.р. ед.ч.(тихо, весело, рано): — состояние природы, обстановки (На улице тихо. В зале тепло); — физическое состояние (Ему жарко); — психическое состояние (Мне весело); — модальная оценка (Надо идти. Можно говорить); — зрительные и слуховые ощущения. 2) слова, этимологически связанные с именем сущ.: — выражает оценку состояния с морально-этической стороны (недосуг, грех); — выражает морально-волевые импульсы (пора, время, охота, неохота, лень); — выражает эмоциональную оценку (стыд, не под силу, невмочь. жаль).

Служебные части речи. Предлог. Изучение предлогов в начальной школе.

Служебные слова-частицы, предлоги, союзы- образуют сравнительно небольшую группу. Однако частотность их в речи заметно превышает частотность даже наиболее употребительных знаменательных слов. Служебные слова используются для выражения различного рода отношений между реалиями, их отношения к действительности, оценки их.

Предлоги –это слова, которые выражают отношения существительных к знаменательным словам иных частей речи, в том числе и к другим существительным) – радостный от счастья, вышел из леса, переход через улицу.

Разряды предлогов по структуре:

Непроизводные (первообразные) – в, до, с, из и др. и производные – позади, вокруг, вслед и др.

Производные могут быть несоставными (сверх, навстречу) и составными (несмотря на, в отличие от)

Разряды предлогов по значению:

ü Пространственные (перед лицом, на вершине)

ü Временные (после звонка, через день)

ü Причинные (писать от скуки, в силу обстоятельств)

ü Целевые (прийти за книгами, позвать на беседу)

ü Объектные (думать о Родине, скучать по родным) и др.

Служебные части речи. Частицы. Эмпирический этап формирования данного понятия в начальной школе

Служебные слова-частицы, предлоги, союзы- образуют сравнительно небольшую группу. Однако частотность их в речи заметно превышает частотность даже наиболее употребительных знаменательных слов. Служебные слова используются для выражения различного рода отношений между реалиями, их отношения к действительности, оценки их.

Частицы — это служебные слова, которые придают различные смысловые оттенки как предложениям, так и словам. Посредством частиц говорящий:

1)выделяет слово, наиболее важное в данной речи: Обещал же он это сделать!

2) выражает вопрос: Верно ли это? Разве мне не жаль тебя?

3) выражает восклицание, вызванное каким-нибудь чувством: Что за уха! Как хорошо ты, о море ночное!

4) выражает отрицание: Брат не приехал. Меня не ждали.

По значению частицы можно разделить на следующие группы:

1) усилительные: же, даже, то, и, ни, ведь, уж и др.; 2) ограничительные: лишь, только и др.;

3) указательные: вот, вон, это;

4) вопросительные: ли, разве, неужели, ужели, а ;

5) восклицательные: что за, как и др.;

6) отрицательные: не, вовсе не, далеко не, отнюдь не.

К особой группе частиц, служащих для образования форм слов и новых слов относятся:

1)частицы бы, пускай, пусть, да, -ка, было, служащие для выражения наклонений или оттенков наклонений в глаголах;

2) неопределенные частицы: -то, -либо, -нибудь, кое;

3) отрицательная частица не служит не только для выражения отрицания, но и для образования слов с противоположным значением. В этом случае она выступает в функции приставки: друг-недруг, веселый-невеселый.

Изучение частиц в начальной школе проходит только на эмпирическом уровне без их грамматического осознания.

Эмпирический этап предполагает наблюдение, исследование явления, выделение признаков изучаемого объекта, выделение одних и тех же признаков в разных вариантах, ситуациях, связях, их осмысление. Происходит группировка частиц по их значению. Постепенно происходит осознание, осмысление языковых норм и правил, связанных с частицами.

Словосочетание как единица синтаксиса. Классификация словосочетаний по характеру смысловых отношений, типы связи слов в словосочетании. Изучение словосочетаний в начальной школе.

Словосочетание– это соединение двух или несколько слов, грамматически организованное, служащее для расчлененного обозначения предмета, качества предмета, действия и др.

Второстепенные члены предложений. Дополнение, его виды и способы его выражения. Изучение данного понятия в начальной школе.

Обстоятельство.

Учебник Иванова 3 класс 1 часть. Тема: «Обстоятельство». Правило: 1)второстепенный член предложения, который обозначает, как совершается действие, когда совершается действие, где совершается действие, по какой причине совершается действие, с какой целью совершается действие, называется обстоятельством; 2) обстоятельства обозначают где, как, когда, почему, зачем, как долго происходит действие, значит, описывают действия более точно, конкретно.

Ответы для экзамена по русскому языку

Наречие как часть речи. Морфологические свойства наречия. Изучение наречия в начальной школе.

Наречие-это самостоятельная часть речи, выражающая грамматическое категориальное значение признака действия, состояния или другого признака: писать быстро и красиво; ребенку очень весело; весьма приятный. Наречия примыкают к глаголам, прилагательным, наречиям, а также к особым словам, называющим состояния живых существ и окружающей среды. В предложении наречия обычно бывают обстоятельствами. Наречия отвечают на вопросы как? куда? когда? где? почему? зачем? в какой степени? Наречия определяются как неизменяемые слова: они не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам, ни по временам. Единственная грамматическая категория наречий — степени сравнения, кот-е образуются лишь от наречий со значением качества – от определительных: сравнительная – красивее, менее красиво; превосходная – наиболее громко, смешнее всего. (из Леканта)

Основные признаки наречий

А) Общее грамматическое значениеПримеры
Это значение признака действий или признака признаков.
 Если наречие присоединяется к глаголу, то оно обозначает признак действия.Весело смеяться, быстро бежать, громкоразговаривать, сделать сгоряча, сделать назло.
 Если наречие присоединяется к прилагательному или другому наречию, то оно обозначает признак признака.Слишком быстрый, очень быстро.
Б) Морфологические признаки
Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются и не спрягаются.
В) Синтаксические признакиПримеры
В предложении наречия обычно являются обстоятельствами.Луна ярко озаряла всю долину.
Наречия обычно зависят от глаголов, прилагательных и других наречий, образуя с ними словосочетания.Подойти справа, очень весёлый, очень весело.

Изучение наречий в начальной школе (нов.Львов)

Наречие — знаменательная, но неизменяемая часть речи. (Степени сравнения наречий не изучаются, как и у прилагательных) Школьники исследуют: —лексическое значение наречий — это слова, обозначающие время, место действия и пр.; — их вопросы: когда? где? как? почему? и пр.; — роль наречий в предложении; — изменяются ли. Наблюдения обобщаются, выводы выверяются по учебнику. Целесообразно позн-ть уч-ся с разрядами наречий: времени, места, образа действия. Дети должны узнавать наречия в тексте, приводить свои примеры, ставить вопросы к ним, писать без ошибок.

Школьники относят к наречиям слова категории состояния (Мне грустно и легко). Исправлять ответы уч-ся не следует, но полезно обратить внимание на значение и роль таких слов в предложении.(Эти слова обозначают состояние природы или человека, животного) Теория: понятие «наречие», «его разряды», «наречия места», «наречия времени», «признак действия».

Упр-я:грамматический разбор наречий; введение их в текст; написание наречий типа направо, налево, вниз, вверх, вечером, утром. Исследовательские задания: проследить способы образования наречий:

от имен сущ-х (вечер — вечером); от глагола (спешить – не спеша, шутить – шутя)

от прилаг-х (близкий — близко); от местоимений (свой – по-своему)

У наречий нет окончаний

Это надо запомнить. Наречие – неизменяемая часть речи. Она вообще никак не изменяется. Вот есть слово «очень» – как его изменить? Никак. Есть слова «вверху», «неспроста», «спросонья» – они все тоже не изменяются.

У неизменяемых слов нет окончания. Его вообще нет. То есть вы когда делаете морфемный разбор, не должны даже квадратик рисовать.

ЕГЭ по русскому языку

Самые лучшие курсы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку – только надежные школы и опытные преподаватели

Занимайтесь с лучшими педагогами России онлайн.

Грамматическая категория наречий

Наречие – особенная часть речи, которая не спрягается, не склоняется, не имеет окончаний. Она не образовывает формы числа, падежа, рода или лица.

Проследите:

Идти туда, идем туда, будем идти туда;

Крайне веселый, крайне веселая, крайне веселое.

В первом примере изменяется форма глагола, во втором – род имени прилагательного. Однако два разных наречия не изменились, они сохранили свою первоначальную форму.

У наречий на -о есть степени сравнения

Степени сравнения означают, что признак может проявляться в большей или меньшей мере. Смотрите: тепло – теплее, холодно – холоднее, далеко – дальше.

Но вот эти -ее и -ше – это суффиксы. Окончаний все равно нет.

Если путаетесь в этом – прочитайте мою статью про степени сравнения прилагательных. Я старался простыми словами там все объяснить, чтобы вы разобрались и легко запомнили все способы образования этих степеней.

Разряды наречий по значению

По значению – то есть что обозначает то или иное наречие. Я уже затрагивал этот вопрос во вступлении, теперь раскрою его более подробно. Наречия могут обозначать:

  1. Место. (Где?) дома, слева, справа, далеко, близко.
  2. Причину. (Почему?) сдуру, сослепу, ненароком.
  3. Меру и степень. (В какой степени?) чересчур, очень, донельзя, еле-еле.
  4. Образ действия. (Как?) плохо, нормально, легко, вихрем, галопом, бегом.
  5. Время. (Когда?) днем, утром, вечером, ночью, весной, зимой, сейчас.
  6. Цель. (Зачем?) намеренно, назло, в шутку.

Как видите, эти наречия обозначают конкретный признак. Мы читаем и понимаем: «ага, легко, ага, вечером, ага, ненароком – то есть случайно, ну ок». Они называются знаменательными.

А бывают еще другие наречия. Они отвечают на те же вопросы, но понять, какой признак обозначается, можно только по контексту. Их принято называть местоименными.

Курсы подготовки к ВПР по русскому языку

Платные и бесплатные курсы подготовки к ВПР по русскому языку – только лучшие учебные программы и преподаватели

Актуально для учеников всех возрастов.

Разряды местоименных наречий

Чтобы понять эти разряды и запомнить, прочитайте мою статью про местоимения. Я даю там разные запоминалочки разрядов. Здесь повторяться не буду, просто перечислю разряды:

  1. Вопросительные: где, зачем, почему, как и др. – так и хочется рядом с ними поставить вопросительный знак.
  2. Относительные – те же самые, но они используются уже не для вопроса, а для связи двух простых предложений в одном сложном, например: «Я знаю, где ты живешь».
  3. Неопределенные – слова с приставками кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь: кое-где, как-нибудь, отчего-то.
  4. Определительные: всегда, всюду, по-иному, по-другому.
  5. Отрицательные (отрицают что-то): никуда, нигде, ниоткуда, нипочем.
  6. Указательные: тут, там, здесь, оттуда, туда, потому, поэтому.

Эти наречия называются «местоименными», а не «знаменательными», потому что без контекста непонятно, о чем речь. Смотрите: «Я тут» – где «тут»? «Надо написать по-другому» – как «по-другому»? Курсивом или жирным шрифтом? Или вообще текст стереть и набрать заново?

Как понять, где местоименное наречие, а где местоимение? Местоимения – изменяемые слова, например: тот человек – тому человеку, с тем человеком. А наречия – неизменяемые. Как изменить слова «туда» или «здесь»? Никак.

Наречие и категория состояния – в чем разница

Категория состояния – это почти такое же наречие. Но она употребляется в предложениях, где нет подлежащего, например: «Темно. Холодно. Мерзко на душе. Одиноко и грустно. Тягостно от чего-то».

Категория состояния – абсолютно независимое слово, к ней нельзя ни от каких других слов. А к наречию всегда задаются вопросы.

Сравните: «Мне тяжело» – к слову «тяжело» нельзя задать вопрос, это категория состояния. А в предложении «Он тяжело вздохнул» к нему задается вопрос от глагола «вздохнул», это наречие.

Синтаксическая роль наречия

В предложении наречие, как правило, употребляется в качестве обстоятельства (Мальчик хорошо знает тему). Реже может выступать в роли несогласованного определения (Мама приготовила яйцо всмятку. Мы устроили соревнование по бегу наперегонки).

В школе наречие изучают с 7 класса. Предлагаемая статья дополняет учебник, позволяет узнать коротко о главных особенностях наречия как части речи и быстро повторить материал перед контрольной работой. Также рекомендуем пройти онлайн тест.

Что такое наречие в русском языке. Примеры

Наречие — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия или состо­я­ния, при­знак при­зна­ка и пред­ме­та и отве­ча­ет на вопро­сы: как? куда? где? отку­да? зачем? поче­му? в какой сте­пе­ни? и пр.

Общее грамматическое значение наречия

Наречие име­ет харак­тер­ное для него общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние. К при­ме­ру, сло­ва, кото­рые назы­ва­ют пред­мет (чело­век, солн­це) и отве­ча­ют на вопро­сы кто? что? Эти сло­ва при­над­ле­жат к само­сто­я­тель­ной части речи име­ни существительному.

Ряд слов рус­ско­го язы­ка обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та (весе­лый чело­век, льви­ная гри­ва) и отве­ча­ют на вопро­сы какой? чей? Это име­на прилагательные.

Действие или состо­я­ние (рабо­тать, при­ду­мать) назы­ва­ют гла­го­лы, к кото­рым поста­вим вопро­сы что делать? что сделать?

Наречие — это про­из­вод­ная часть речи, кото­рая обра­зо­ва­на от слов дру­гих частей речи. Тем не менее она вполне само­сто­я­тель­на и обла­да­ет спе­ци­фич­ным общим грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем. Наречие может обозначать

1. при­знак дей­ствия, если пояс­ня­ет гла­гол, деепричастие:

  • идти (как?) медленно;
  • стре­мить­ся (куда?) вверх;
  • сооб­щить (поче­му?) неспроста;

2. при­знак при­зна­ка, если при­мы­ка­ет к при­ла­га­тель­но­му, при­ча­стию, дру­го­му наречию:

  • крайне ( в какой сте­пе­ни?) осторожный;
  • весь­ма откровенный;
  • сде­лан­ный мастерски;
  • очень гром­ко;

3. при­знак пред­ме­та, когда пояс­ня­ет существительное:

  • стук (какой?) снизу;
  • сти­хо­тво­ре­ние (какое?) наизусть;
  • доро­га (какая?) наверх.

Наречие это

Грамматические особенности наречия

Чтобы понять, что такое наре­чие в рус­ском язы­ке, ука­жем его грам­ма­ти­че­ские осо­бен­но­сти, кото­рые отли­ча­ют его от слов дру­гих частей речи.

Неизменяемость наречий

Специфичным мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­ком наре­чия явля­ет­ся его неиз­ме­ня­е­мость.

Это про­яв­ля­ет­ся в неспо­соб­но­сти наре­чия обра­зо­вать грам­ма­ти­че­ские фор­мы рода, чис­ла, паде­жа или лица. Наречия не скло­ня­ют­ся и не спря­га­ют­ся. У них нет окон­ча­ния как сло­во­из­ме­ни­тель­ной морфемы.

Понаблюдаем:

  • гуля ть (как?) весел о , гуля ем весе­ло, буд ем гулять весело;
  • крайн е сладк ий , крайне сладк ого , крайне сладк им .

Изменяются гла­гол и при­ла­га­тель­ное, а наре­чие сохра­ня­ет свою неиз­мен­ную грам­ма­ти­че­скую фор­му. У него нет окон­ча­ния. Конечные бук­вы «о», «а», «е», «и», «у» и пр. — это сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы:

  • насух о вытереть;
  • слев а стоять;
  • наравн е ставить;
  • вза­перт и сидеть;
  • впри­куск у пить чай.

Только наре­чия с суф­фик­сом могут обра­зо­вать фор­мы сте­пе­ней срав­не­ния, кото­рые тоже явля­ют­ся неиз­ме­ня­е­мы­ми словами:

  • рано — рань ше ,более рано; рань­ше всех встать;
  • радост­но — радостн ее , более радост­но; радост­нее всех выглядеть.

Знаменательные и местоименные наречия

По функ­ции все наре­чия делят­ся на зна­ме­на­тель­ные и место­имен­ные. Если наре­чие непо­сред­ствен­но обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, при­зна­ка или пред­ме­та, оно явля­ет­ся знаменательным:

  • идти (как?) быстро;
  • стес­ни­тель­ный (в какой сте­пе­ни?) чрезмерно;
  • улыб­ка (какая?) невзначай.

Ряд наре­чий толь­ко ука­зы­ва­ют на при­знак, кон­крет­но его не называя:

  • идти (куда?) туда;
  • стес­ни­тель­ный (в какой мере?) нисколько.

Это место­имен­ные наре­чия, кото­рые име­ют свою градацию.

Разряды место­имен­ных наре­чийПримеры
Указательныездесь, там, тут, туда, так, отту­да, тогда, затем, отто­го, пото­му, поэтому
Отрицательныенигде, никуда, нико­гда, негде, некуда, некогда, ниоткуда, никак, незачем, нипо­чём и пр.
Определительныевез­де, всю­ду, ото­всю­ду, все­гда, вся­че­ски, по-всякому, по-иному, по-другому
Неопределенныегде-то, куда-то, куда-нибудь, где-нибудь, кое-где, откуда-то, кое-куда, куда-либо, когда-то, как-нибудь, зачем-то, отчего-то, почему-то и пр.
Вопросительныегде? куда? когда? зачем? как? поче­му? отку­да? отчего?
Относительныегде, куда, когда, зачем, как, поче­му, отку­да, отчего

Разряды наречий по значению

От слов дру­гих частей речи зна­ме­на­тель­ные наре­чия отли­ча­ют раз­ря­ды по зна­че­нию. Это посто­ян­ный мор­фо­ло­ги­че­ский при­знак наре­чий. Если сло­во этой части речи обо­зна­ча­ет каче­ство дей­ствия, при­зна­ка, образ и спо­соб совер­ше­ния дей­ствия, его отно­сят к опре­де­ли­тель­ным наре­чи­ям (мило улы­ба­ет­ся). Наречия, обо­зна­ча­ю­щие раз­лич­ные усло­вия совер­ше­ния дей­ствия, назы­ва­ют обсто­я­тель­ствен­ны­ми (улы­ба­ет­ся назло).

РазрядыВопросыПримеры
Образа дей­ствияКак? Каким образом?Хорошо, быст­ро, герой­ски, набе­ло, вер­хом, испод­воль, без­упреч­но, впотьмах.
ВремениКогда?Сегодня, вче­ра, утром, зимой, нака­нуне, сей­час, допозд­на, спо­за­ран­ку, теперь, уже.
МестаГде? Куда? Откуда?Вблизи, дома, сюда, напра­во, спра­ва, вверху.
Меры и степениСколько? Насколько?Слишком, еле-еле, впя­те­ро, очень, весь­ма, совсем, черес­чур, крайне, чуть-чуть.
ПричиныПочему? Отчего?Сгоряча, сосле­пу, поне­во­ле, неда­ром, спро­со­нок, со зла, неспроста.
ЦелиС какой целью? Для чего?Назло, нароч­но, невзна­чай, спе­ци­аль­но, в шут­ку, наперекор.

Синтаксическая роль наречий

В пред­ло­же­нии наре­чие, если пояс­ня­ет гла­гол, при­ла­га­тель­ное, дру­гое наре­чие, выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль обсто­я­тель­ства. К это­му вто­ро­сте­пен­но­му чле­ну пред­ло­же­ния зада­дим обсто­я­тель­ствен­ные вопросы:

где? как? куда? отку­да? зачем? почему?

Синтаксическая роль наречий

Примеры

Рассердившись, он (поче­му?) сго­ря­ча хлоп­нул (как?) гром­ко дверью.

Я думаю, она это сде­ла­ла (с какой целью?) нароч­но .

Если же наре­чие при­мы­ка­ет к суще­стви­тель­но­му, то оно явля­ет­ся определением.

Какое-то неяс­ное шур­ша­ние (какое?) сле­ва тре­во­жи­ло нас.

Подъём (какой?) вверх о казал­ся доволь­но труд­ным .

Видеоурок