10 пословиц с наречием легко

Пословицы и поговорки с наречиями » текст, видео, картинки
10 пословиц с наречием легко. Пословицы и поговорки с наречиями » текст, видео, картинки Выявить морфологические признаки, к которым относятся.

Пословицы и поговорки с наречиями » текст, видео, картинки

Пословицы с наречиями обычно задают в школе, поэтому мы решили вам помочь и собрали тут интересные пословицы на разные темы. Объясните детям значение пословиц и поговорок с наречиями.

Хорошо поешь, где — то сядешь
Чтобы всем тепло, и нам хорошо (т. е. так делай)
Вам хорошо, а нам подавно
Врешь хорошо, да не в одно слово
Не хорошо, зато здорово
Из чужой спины ремешки хорошо кроить
Плохая шутка баламутка. Хорошо пошутил, народ помутил
И не книжен, да хорошо острижен
Хорошо попам да поповичам: зовут и пироги дают
Живем хорошо, горя у людей не занимаем
Куй железо, пока горячо
Огонь — горячо, а дитя — болячо
Хорошо поет, да не худо и пьет
Все хорошо, что есть, а чего нет, то худо
Не то писарь, что хорошо пишет, а то, что хорошо подчищает
Хорошо ездить, у кого свой кнут — на чужих коней
Кому не горячо, тому и не болячо
Со счастьем хорошо и по грибы ходить
Глядя на пиво, и плясать хорошо
Хорошо лгать на мертвого
На хорошего глядеть хорошо, а с умным жить легко
Где сусло хорошо, там и пиво дурно не будет

Пословицы с наречиями 1

Почитайте пословицы с наречиями в картинках

Пословицы с наречиями 2

Почитайте пословицы с наречиями

Пословицы с наречиями 3

Интересные пословицы с наречиями

Пословицы с наречиями 4

Собрали для вас пословицы с наречиями

Пословицы с наречиями 5

Пословицы с наречиями для вас

Пословицы с наречиями 6

Пословицы с наречиями в картинках

Пословицы с наречиями 7

Пословицы с наречиями для родителей и детей

Пословицы с наречиями 8

Пословицы это мудрость наших предков

Пословицы с наречиями 9

Пословицы с наречиями для детей

Пословицы с наречиями 10

Пословицы это мудрость народа

Пословицы с наречиями 11

Пословицы с наречиями для школьников

Какие наречия могут образовать степени сравнения?

Начнем с того, что наре­чие — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия (глу­бо­ко ныр­нуть), при­знак при­зна­ка (крайне нере­ши­тель­ный) и пред­ме­та (стук сбо­ку).

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка наре­чие име­ет отли­чи­тель­ную осо­бен­ность — неиз­ме­ня­е­мость. Слова этой части речи не обра­зу­ют грам­ма­ти­че­ских форм паде­жа и чис­ла, то есть не скло­ня­ют­ся. Они не изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам, как гла­го­лы. Следовательно, у наре­чий нет окон­ча­ния как сло­во­из­ме­ни­тель­ной мор­фе­мы. Конечные бук­вы обо­зна­ча­ют сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы:

  • сверху
  • издали
  • дочиста
  • заново

И все же неко­то­рые наре­чия могут изме­нять свою грам­ма­ти­че­скую фор­му и обра­зо­вать сте­пе­ни срав­не­ния. Что же это за сло­ва?

Качественные при­ла­га­тель­ные обра­зу­ют с помо­щью суф­фик­са -о/-е наре­чия:

  • весе­лый → весело пры­гать;
  • гром­кий → громко зву­чать;
  • бод­рый → бодро шагать;
  • искрен­ний → искренне сочув­ство­вать;
  • внеш­ний — внешне спо­ко­ен.

Наречия, обра­зо­ван­ные от каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных с помо­щью суф­фик­са -о/-е, име­ют сте­пе­ни срав­не­ния.

Качественные наре­чия, как и одно­ко­рен­ные при­ла­га­тель­ные, обра­зу­ют две сте­пе­ни срав­не­ния:

  • срав­ни­тель­ную сте­пень;
  • пре­вос­ход­ную сте­пень.

Эти грам­ма­ти­че­ские фор­мы наре­чий быва­ют про­сты­ми и состав­ны­ми. Рассмотрим, как обра­зу­ют­ся сте­пе­ни срав­не­ния наре­чий в рус­ском язы­ке.

1. Укажите наречие с буквой –а на конце: А) запрост.. одолеть, Б) накрепк.. прибить, В) изредк.. смотреть, Г) уйти влев. Д) насух.. вытереть.

2. Укажите наречие, которое пишется через дефис: А) разделить (по)ровну, Б) запеть (по)тихоньку, В) оказаться не (по)вкусу, Г) называть (по)именно, Д) оставить (по)прежнему.

3. Укажите наречия образа действия: А) быстро, верхом, вдруг, Б) вчера, утром, днем, В) вверх, вниз, всюду, Г) нарочно, назло, незачем, Д) слишком, надвое, очень.

4. Определите вариант, в котором слово нужно писать слитно: А) (за)границу, Б) (до)смерти, В) (в)последствии, Г) (на)днях, Д) (по)двое.

5. Определите, в каком варианте слово пишется раздельно: А) (видимо)невидимо, Б) (волей)неволей, В) (в)насмешку, Г) точь(в)точь, Д) мало(по)малу.

6. Определите, в каком варианте не пишется Ь: А) открыть настеж. Б) уйти проч. В) выйти замуж. Г) сплош.. усыпано, Д) мчаться вскач…

7. Укажите непроизводные наречия: А) очень, теперь, еле, Б) зачем, совсем, вовсю, В) издавна, подолгу, по-русски, Г) без устали, сбоку, капельку, Д) дважды, натрое, впервые.

8. Укажите вариант с одной –н-: А) прийти одновреме..о, Б) таинстве..о шептать, В) возражать пута..о, Г) открове..о признаться, Д) медле..о гаснуть.

9. Укажите вариант с двумя –нн-: А) женщина раздраже..а, Б) поступать ветре..о, В) смотреть растеря..о, Г) беше..о сопротивляться, Д) море взволнова..о.

10. Какие наречия пишутся через дефис? А) (по)пусту, (в)общем, Б) (по)домашнему, (во)вторых, В) бок(о)бок, (на)двоих, Г) (в)перед, (с)горяча, Д) (до)ныне, (после)завтра.

11. Укажите вид сказуемого в предложении Я был настороже: А) простое глагольное, Б) составное глагольное, В) простое именное, Г) составное именное.

12. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено наречием: А) Маша казалась расстроенной. Б) Дуня уже замужем. В) Скоро Варя будет совсем взрослой. Г) Его боязливый характер всем известен. Д) На завтрак я съел яйцо всмятку.

13. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено наречием: А) У сильного всегда бессильный виноват. Б) Наше завтра будет прекрасно. В) В лагере кое-кто проснулся. Г) Двое отправились в деревню за едой. Д) Пусть сильнее грянет буря.

14. Укажите, какой частью речи выражено дополнение в предложении Завтра не будет похоже на сегодня: А) существительным, Б) прилагательным, В) наречием, Г) местоимением, Д) числительным.

15. Какое словосочетание соответствует грамматическому значению «действие и его признак»? А) иллюстрированный журнал, Б) иллюстрации в журнале, В) журнал с иллюстрациями, Г) иллюстрировать журнал, Д) интересно иллюстрировать.

16. Укажите словосочетание со связью примыкание: А) зимнее утро, Б) наступило утро, В) рано утром, Г) дождаться утра, Д) по утренней дороге.

17. От каких прилагательных нельзя образовать наречия, имеющие степени сравнения: А) плохой, хороший, Б) городской, звериный, В) сильный, свирепый, Г) красивый, наивный, Д) зеленый, длинный.

18. Укажите наречие с буквой –о на конце: А) сначал.. скажи, Б) раскалить докрасн. В) издавн… повелось, Г) начист.. вымыть, Д) слев.. от нас.

19. Выберите вариант с приставкой НЕ- в наречиях: А) н..чуть не тревожиться, Б) н..откуда не получать писем, В) н..где разместить, Г) н..мало не беспокоиться, Д) н..сколько не волноваться.

20. В каком варианте наречие с НЕ пишется раздельно? А) отнюдь (не)весело, Б) поступить крайне (не)осторожно, В) расположились (не)далеко, Г) (не)стерпимо больно, Д) (не)зачем так кричать. Ответы 1 В 2 Д 3 А 4 В 5 В 6 В 7 А 8 В 9 В 10 Б 11 Г 12 Б 13 Б 14 В 15 Д 16 В 17 Б 18 Г 19 В 20 А

Таблица

Сравнительная сте­пеньПревосходная сте­пень
Простая фор­маСоставная фор­маСоставная фор­ма
С помо­щью суф­фик­сов -ее (-ей), — е, -шеболее менее + исход­ное наре­чиепро­стая фор­ма срав­ни­тель­ной фор­мы наре­чия + всех (все­го)
быстрее гро­мче дальшеболее быст­ро менее гром­ко более дале­кобыст­рее всех гром­че всех даль­ше всех

Сравнительная степень наречий

Сравнительная сте­пень наре­чий обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, состо­я­ния или при­зна­ка, кото­рый про­яв­ля­ет­ся в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни.

Она име­ет две грам­ма­ти­че­ские фор­мы: про­стую и состав­ную (ана­ли­ти­че­скую).

Наречия с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов -е, -ее/-ей, -ше обра­зу­ют про­стую срав­ни­тель­ную сте­пень:

  • гром­кий — гро­мче ска­зать;
  • труд­но — труднее, трудней выпол­нить;
  • дале­ко — дальше бро­сить.

Часто при обра­зо­ва­нии про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни наре­чий про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных осно­вы:

  • тихо — тише;
  • звонко — звонче;
  • просто — проще.

Некоторые наре­чия име­ют про­стую срав­ни­тель­ную сте­пень с дру­гим кор­нем:

  • хоро­шо — луч­ше выгля­деть;
  • пло­хо — хуже чув­ство­вать себя.

Составную срав­ни­тель­ную сте­пень обра­зу­ем, если к началь­ной фор­ме наре­чия доба­вим вспо­мо­га­тель­ные сло­ва «более» или «менее»:

  • гром­ко — более гром­ко ска­зать;
  • труд­но — менее труд­но выпол­нить;
  • дале­ко — более дале­ко бро­сить.

Обратим вни­ма­ние, что непра­виль­но обра­зо­ва­ны фор­мы состав­ной сте­пе­ни срав­не­ния наре­чий:

  • более гром­че;
  • менее труд­нее;
  • более даль­ше.

Это мор­фо­ло­ги­че­ские ошиб­ки в обра­зо­ва­нии этой фор­мы.

Сравнительная степень

Сравнительная степень наречий обозначает признаки действий, которые проявляются в большей или меньшей степени по сравнению с признаками тех же действий, совершённых либо в другой момент времени, либо другим объектом, или по сравнению с другими действиями. Например:

Сейчас я пишу быстрее

, чем раньше.

Я пишу быстрее

, чем сестра.

Я пишу быстрее

, чем сестра читает.

Сравнительная степень имеет две формы – простую и составную.

Простая сравнительная степень

указывает, что признак представлен в большей (но не меньшей) степени. Форма простой сравнительной степени образуется от положительной формы наречий при помощи суффиксов
-ЕЕ (-ЕЙ), -ШЕ, Е
:

красиво – красивее, красивей

тонко – тоньше

громко – громче

Форма простой сравнительной степени может быть образована от слов, имеющих другую основу:

хорошо – лучше, плохо – хуже, мало – меньше

Формы простой сравнительной степени наречий и прилагательных совпадают по звучанию и написанию:

хорошо → лучше ← хороший

быстро → быстрее ← быстрый

ярко → ярче ← яркий

Чтобы отличить прилагательное от наречия, надо определить к какому слову оно относится. Прилагательное в форме простой сравнительной степени будет относиться к существительному и в предложении выполнять роль сказуемого:

Этот спортсмен сильнее.

Наречие в форме простой сравнительной степени будет относиться к глаголу и в предложении выполнять роль обстоятельства:

Машину нужно толкать сильнее.

Составная сравнительная степень

обозначает признак, который может быть представлен в большей или в меньшей степени. Форма составной сравнительной степени образуется с помощью слов
более, менее
, которые ставятся перед наречием в положительной форме:

более качественно, менее удобно

Превосходная степень наречий

Превосходная сте­пень наре­чий пока­зы­ва­ет при­знак дей­ствия, состо­я­ния или при­зна­ка, кото­рый про­яв­ля­ет­ся в наи­боль­шей сте­пе­ни. Она име­ет толь­ко состав­ную (ана­ли­ти­че­скую) фор­му.

Превосходная сте­пень наре­чия скла­ды­ва­ет­ся из началь­ной фор­мы наре­чия и вспо­мо­га­тель­ных слов «наи­бо­лее», «наи­ме­нее», а так­же из срав­ни­тель­ной сте­пе­ни наре­чия и вспо­мо­га­тель­ных слов «все­го», «всех». Эта фор­ма может быть обра­зо­ва­на с помо­щью суф­фик­сов -ейш-е-, -айш-е-:

  • покор­ней­ше бла­го­да­рю;
  • нижай­ше про­сим.

Эти сло­ва ред­ко упо­треб­ля­ют­ся в совре­мен­ном рус­ском язы­ке.

Понаблюдаем, как обра­зо­вать пре­вос­ход­ную сте­пень наре­чий:

  • гром­ко — наи­ме­нее гром­ко, гром­че всех ска­зать;
  • труд­но — наи­бо­лее труд­но, труд­нее все­го выпол­нить;
  • дале­ко — наи­бо­лее дале­ко, даль­ше всех бро­сить.

Отметим, что сло­во «всех» участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии пре­вос­ход­ной сте­пе­ни, если речь идёт об оду­шев­лен­ном про­из­во­ди­те­ле дей­ствия, а сло­во «все­го» — при неоду­шев­лен­ном пред­ме­те.

Спортсмен под номе­ром две­на­дцать при­шел к фини­шу быст­рее всех.

Практические упражнения «Категория состояния, наречия и прилагательные»

Упражнения по теме «Слова категории состояния»

Упражнение 1. Найдите предложение, в котором выделенное слово представляет собой категорию состояния. Определите, какими частями речи являются остальные выделенные слова.

1. Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны
грустно
чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. 2. Столичный шум меня тревожит; всегда в нем
грустно
я живу. З. Как
грустно
мне твое явленье, весна, весна! пора любви! 4. Но
грустно
думать, что напрасно была нам молодость дана. (Из произв.
А. Пушкина.)
II.

1. Она по-русски
плохо
знала, журналов наших не читала и выражалася с трудом на языке своем родном. 2. Жду ответа, но
плохо
надеюсь. 3. Однако уж мне становилось
плохо.
(Из произв.
А. Пушкuна.)
III.

1. Ищу напрасно впечатлений: она прошла,
пора
стихов, пора любви, веселых снов, пора сердечных вдохновении. 2. Так увидимся мы вскоре, а теперь
пора
нам в море. 3. Довольно, сокройся!
Пора
миновалась, земля освежилась, и буря промчалась. 4. Стояла чудная
пора.
(Из произв.
А. Пушкина.
)

1. Сергей торопился, но
тихо
шагал. 2. Все
тихо
— ни песни, ни речи.
(Н. Некрасов.)
3. Сегодня здесь относительно
тихо.
4. Позднее, правда, у Гурьяна появился опасный соперник. Появился совсем незаметно,
тихо
и в короткое время оказался предметом всеобщего и удивленного внимания.
(М. Алексеев.)
V.

1. «Так вот ты какая!» — Сергей говорил, лицо его
весело
было.
(Н. Некрасов.)
2. Все наше семейство поехало в Крым. И Пушкин отправился с нами. Мы ехали
весело. (Н. Некрасов.)
3. Нам, бабушка, скучно! В ненастные дни, когда мы в портретной садились и ты начинала рассказывать нам, так
весело
было.
(Н. Некрасов.)
4. Трудились
весело
и круто, за совесть, словом, не за страх.
(В. Торопыгин.)
VI.

1. С рассветом
спокойно
и крепко заснуло дитя, и щечки его заалели.
(Н. Некрасов.)
2. Сегодня в отделении
спокойно.
Больные спят, тяжелых нет.
(В. Дягилев.)
3. Все было
спокойно
— толпа не ушла.
(Н. Некрасов.)
4. Мать как-то
спокойно
сидела, казалось, не веря еще и теперь, чтоб дочка уехать посмела…
(Н. Некрасов.)
Упражнение 2. Укажите предложение, где выделенное слово не является категорией состояния. В остальных случаях выявите функции и грамматические признаки слов категории состояния.

1. Ты почти по-мужски трудилась, перед сном — не поднять руки.
Нелегко
тебе приходилось.
(Н. Корнеев.)
2. А замужней станете, обо мне заплачете — их [письма]
легко
достанете и легко припрячете.
(К. Симонов.)
3. Нашим женщинам
нелегко,
и когда еще будет легче.
(Н. Корнеев.)
4. Ты прав: поэту
легче
жить — в свободном слове есть отрада.
(Н. Некрасов.)
II.

1. Но
тихо.
День еще далек, и люди спят кругом.
(А. Твардовский.)
2. Только вскоре стало
тихо
— переправа сорвалась.
(А. Твардовский.)
3. Где-то близко у калитки
тихо
звякнуло кольцо.
(А. Твардовский.)
4. «Как
тихо,
спокойно и торжественно…» — подумал князь Андрей.
(Л. Толстой.)
.

1. Вот сейчас мать здесь… Мне
трудно
на нее смотреть.
(Н. Амосов.)
2. Как ни
трудно,
как ни худо — не сдавай, вперёд гляди.
(А. Твардовский.)
3. Как
трудно
в сапогах шагать в июле.
(М. Львов.)
4. Я
трудно
жил. Мне 6ыло жить не просто.
(М. Львов.)
.

1. Но
пора
читателей познакомить с настоящим героем нашей повести. 2.
Пора
вставать: седьмой уж час. 3. А то давно
пора
бы мне подумать о младой княжне и об ужасном Черном море. 4. Была та смутная
пора,
когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра. (Из произв.
А. Пушкина.
)

Упражнение 3. Определите, что обозначают выделенные слова категории состояния (1. Состояние природы; 2. Состояние окружающей среды; 3. Физическое или психическое состояние живых существ; 4. Необходимость, возможность, долженствование… 4. Оценку состояния или положения).

1. Не надобно

другого образца, когда в глазах пример отца.
(А. Грибоедов.)
2. Мне грустно

потому, что
весело
тебе.
(М. Лермонтов.)
3.Морозно.

Дорога бела, и гладка, ни тучи на всем небосклоне.
(Н. Некрасов.)
4.
Приятно
русскому с русским обняться…
(В. Маяковский.)
5. Петербургские окна. Сине

и темно. Город сном и покоем скован.
(В. Маяковский.)
6. В небе так бездонно

и
сине,
ласточки на проводе лопочут.
(В. Боков.)
7. В воздухе сыро, тепло,

белый туман за прудами.
(А. Блок.)
8. А у хорька темно

в глазах от боли и морда вся в крови.
(К. Паустовский.)
9. Нам было знойно

и
морозно,
но шла работа, как война.
(Д. Бедный.)
10. Но зачем она, кому она, страна Муравия, нужна, когда такая жизнь кругом, когда сподручней

мне,- и торкнул в землю посошком,- вот в этой жить стране.
(А. Твардовский.)
11. И хоть был обеспокойно,

оставался невредим под огнем косым, трехслойным, под навесным и прямым.
(А. Твардовский.)
12. Землю Италии Владимир Ильич видел впервые. И было досадно,

что только вот так — из окна вагона. (3.
Гусева.)
13. Восточная Пруссия. Богатые поместья…Безлюдно.

По всему видно, что хозяева бежали поспешно.
(Р. Аронова.)
14. Можно в лес ходить за грибами, можно

в лес ходить за стихами.
(В. Торопыгин.)
15.Хорошо

бы уже иметь эту машину. 16. Больные уходят из сада в палатки. Им тоже
стыдно
на меня смотреть.

17. На улицах было тихо… (Е. Пермитин.)

18. От души нам жаль

19. Ей много надо,

старой маме: она в тревоге весь свой век, что ты свой путь прошел с боями, как настоящий человек.
(Н. Корнеев.)
20. Мужчины умирают, если нужно,

и потому живут в веках они.
(М. Львов.)
Упражнение 4. Определите, что обозначают выделенные слова категории состояния: 1) состояние природы; 2) состояние окружающей среды; 3) физическое или психическое состояние живых существ; 4) модальное состояние; 5) оценку состояния или положения; 6) состояние временных или пространственных отношений.

1. Бестужев увидел длинную струю дыма, различил пороховой запах — от него стало тошно

на сердце, — выронил пистолет и упал лицом вперед на вытоптанную тропинку (Пауст.).

2. В компании Борис умел и анекдот рассказать, и спеть, и изобразить любого из нас голосом, ужимками; вокруг него всегда было весело

, он хорошо подходил к непрочному нашему житью (Гр.).

3. Я знаю только один путь: нужно работать, нужно

работать всем и каждому над собой, улучшать себя и общество в целом (Пр.).

4. — Многого я не предвидел в твоей жизни; тяжко тебе было, но не должно же тотчас класть оружие; достоинство жизни человеческой в борьбе… награду надо

, да и не нужно всем выступать на первый план; делай каждый свое в своем кругу, — дело везде найдется (Герц.).

6. В мелколесье душно

, пахнет прелью, хлюпает под ногами черная торфяная вода (Пауст.).

7. Все заметили, что уже поздно, пора

спать, и Татьяна погасила в гостиной большую лампу (Ч.).

8. Егорушке стало казаться, что это пела трава, в своей песне она просила у кого-то прощения и клялась, что ей невыносимо больно, грустно

9. Mне было холодно

, я дрожал, как в лихорадке, и говорил с трудом, хриплым голосом (Ч.).

10. Самый обыкновенный вопрос или какое-нибудь требование Гоголь умел так сказать забавно, что мы начинали хохотать; иногда было нам даже совестно

перед Гоголем, осо6енно когда мы бывали окружены толпою слушателей (A.K.).

11. Вопреки словам Алексея Дмитриевича, мне не стало страшно

12. В эту зиму в лазарете было особенно пусто

13. Mне очень было прискорбно

, что не удалось с вами проститься перед моим отъездом, тем более что отсутствие мое, вероятно, продолжится на несколько лет (Г.).

14. После грозы вдруг стало очень холодно

, начался сильный северный ветер (Пришв.).

15. Я отыскал твой дом в песчаном переулке. Там было в полдень ветрено

16. И светло

мне, и
сладко
, и
грустно
Жить на этой земле не спеша, где глаза затуманились Русью И приблизилась к звездам душа. (Черн.)

17. Mне одиноко

, когда меня покидают друзья,
Одиноко
, если нет женщины рядом, которую люблю,
Одиноко
перед чистым, белым листом, Пока не появились на нем стихи (Черн.).

18. На душе моей скверно

и
жутко
, как в лесу в дождливую осеннюю ночь. Мне
досадно, противно, жалко
(Ч.).

19. Во дворе школы, занятой под призывников, в коридорах и в зале перед учительской… было людно

20. Но вы соперники в любви, Живите дружно, если можно

21. Сложа руки, нельзя было оставаться, я оделся и вышел из дому без определенной цели. Это было первое несчастье, падавшее на мою голову, мне было скверно

, меня мучило мое бессилие (Герц.).

Упражнение 5. Определите, с какой частью речи соотносятся слова категории состояния: 1) с кратким прилагательным или наречием; 2) с именем существительным; 3) несоотносительно ни с какой частью peчи.

1. [Синцову] было странно, что этот совсем молодой, бойкий, xoзяйственный парнишка только вчера впервые дрался с немцами, а сей час уже говорит об этом как о чем-то привычном (Сим.).2. везде было так мелко, что было видно дно с подводными травами, но оно как-то не мешало той бездонной глубине, в которую уходило отраженнoe небо с облаками (Бун.). З. Свет был так силен, что в caмом oтдаленном месте я различал с точностью черты людей, можно сказать, чтo oт света было жарко глазам (А.Г.). 4. Нельзя кое-как, наспех, излагать сложные явления, особенно если они еще имеют произойти: вы вносите путаницу в самый процесс развития замысла (А.Г.). 5. В половине пятого я взял трубку телефона; мне было невесело, меж тем я должен был говорить с веселым оживлением затейника (А.Г.). 6. Мы не терзаем, не казним — не нужно крови нам и стонов, Но жить с убийцей не хотим (П.). 7. Уж стол накрыт; давно пора, Хозяйка ждет нетерпеливо (П.). 8. Не привыкнув решительно ни к какого рода делам, [Негров] не мог сообразить, что надобно делать, занимался мелочами и был доволен (Герц.). 9. Просторно было и светло, покой лежал на всем вокруг, и на травах, и на деревьях копилась роса, тяжелая летняя роса… (Пр.).

Упражнение 6. Определите, с какой частью речи соотносительно выделенное слово, являющееся категорией состояния (1. С кратким прилагательным или наречием; 2. С именем существительным; 3. С причастием; 4. Употребляется только как категория состояния).

1. Не место объяснять теперь и
недосуг… (А. Грибоедов.)
2. Мечтанья с глаз долой и спала пелена; теперь не
худо
было б сряду на дочь и на отца, и на любовника-глупца, и на весь мир излить всю желчь и всю досаду.
(А. Грибоедов.)
3. Мне
жаль
ее было. 4.
Не время
в шахматы играть, не время песни распевать.
(Н. Некрасов.)
5. Согрелись мы чаем.
Пора
на покой. (
H. Некрасов.)
6. А с чьей же это стороны ждать
нужно
на канал Панамский нападенья?
(Д. Бедный.)
7.
Можно
начинать работу. 8.
Тихо.
Только вдали слышен гул города. 9. На приемных не добрала балла – сердцу
душно,
и в глазах круги.
(В. Торопыгин.)
10. В доме у Борц было
уютно
и
романтично. (А. Фадеев.)
11. Где объявился еж, змее уж там
не место. (Д. Бедный.)
.

1. Если будет
суждено
на баррикадах пасть, в какой земле, мне все равно,- за нашу б только власть.
(А. Твардовский.).
2.
Надо,
братцы, немца бить, не давать отсрочки.
(А. Твардовский.)
3. Эти дни позабыть
нельзя,
нам со многим пришлось расставаться, но, когда погибают друзья, неудобно в живых оставаться.
(М. Львов.)
4. Да, немножко
горько
вот. Так понять счет своим годам…
(В. Торопыгин)
Упражнение 7. Укажите, какой частью речи является выделенное слово (1. Категорией состояния; 2. Наречием; 3. Прилагательным; 4. Причастием). Произведите морфологический разбор выделенного слова.

1. Лягушкам стало
не угодно
правление народно, и показалось им совсем
не благородно
без службы и на воле жить.
(И. Крылов.)
2.
Слабо
мое изнуренное тело…
(Н. Некрасов.)
3.
Трудно
свой хлеб добывал человек.
(Н. Некрасов.)
4. Было так сыро и
туманно,
что насилу рассвело; в девяти шагах, вправо и влево от дороги, трудно было разглядеть хоть что-нибудь из вагона.
(Ф. Достоевский.)
5. Поле не
мерено,
овцы не считаны, пастух рогат.
(Загадка.)
6. За праздничным столом в тот вечер
шумно
было.
(С. Михалков.)
7.
Бойко
шла торговля садами на окраине города Суздаля.
(В. Солоухин.)
8.
Приятно
присутствовать при таком великолепном начинании, как сад.
(В. Солоухин.)
9.
Чисто
в невысоких горницах с потертыми половичками…
(В. Панова.)
10. Зима, как сказка,- вся в лугах. Рассветом
сковано
пространство.
(А. Недогонов.)
11. Не так ведь
просто
высказать свое мнение. 12. И солнце
кругло
и
бездушно,
как желтое око совы, глядело с небес равнодушно На тяжкие муки вдовы.
(Н. Некрасов.)
13. В ней
ясно
и
крепко
сознанье, что все их спасенье в труде.
(Н. Некрасов.)
II.

1. И
долго
буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал. 2. Украйна
глухо
волновалась. Давно в ней искра разгоралась. Друзья кровавой старины нарочной чаяли войны: роптали, требуя
кичливо,
чтоб гетман узы их расторг, и Карла ждал
нетерпеливо
их легкомысленный восторг. 3. И
грустно
было ему в ту ночь, и он желал, чтоб ветер выл не так уныло, и чтобы дождь в окно стучал не так сердито… 4. Была ужасная пора… Об ней
свежо
воспоминанье… 5. Пред ним
широко
река неслася: бедный челн по ней стремился
одиноко.
(
Из произв
.
А. Пушкина.
)

Упражнение 8. Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы: 1) к категории состояния; 2) к наречию; 3) являются краткими прилагательными.

1. Козырин не знал, да и не спрашивал никогда самого себя, любит ли он Надежду. Ему было с ней хорошо

и
покойно
(М.Щ.). 2. В поле было
грустно, холодно, неприветливо
, а какой бодростью, какой готовностью к жизни и верой в нее полна была моя юная, одинокая душа! (Бун.). 3. Гуров думал о том, как в сущности, если вдуматься, все
прекрасно
на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве (Ч.). 4. Прошло больше месяца, наступила глубокая зима, а в памяти все было
ясно
, точно расстался он [Гуров] с Анной Сергеевной только вчера… (Ч.). 5. Моряку
нужно
острое зрение и способность по цвету берега, затянутого дымкой, определить расстояние от него до парохода. Кроме того, нужна крепкая память (Пауст.). 6. И
душно
кажется на родине, И сердцу
тяжко
, и душа тоскует (Лерм.). 7. «Ревизор» сыгран — и у меня на душе так
смутно
, так
странно
… Мое же создание мне показалось
противно, дико
и как будто вовсе не мое (Г.). 8. Это путешествие было для меня и моих детей так
приятно
, так
весело
, что я и теперь вспоминаю о нем с удовольствием (Акс.). 9. — Я женат — и счастлив. Одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось… Это состояние для меня так
ново
, что, кажется, я переродился (П.). 10. Безумных лет угасшее веселье Мне
тяжело
, как смутное похмелье (П.). 11. Воскресное утро, может быть, последнее ласковое утро уходящего лета,
тихо
, как младенец, играло солнечными пятнами и тенями (Дуд.). 12. Я жил как жил… Не
важно
, что
неважно
, А
важно
, что душа была чиста. Все начиналось с белого листа И
трепетно
, и
честно
, и
отважно
(Черн.). 13. — Все мне
тяжело
и
гадко
, Осип Осипович, — отозвался тихо Бобров (Купр.). 14. Утро заметно уже близилось, все было
серо
,
холодно
и
мокро
: и земля, и небо, и тощая желтая трава, и бесформенные кучи камня, сваленного по сторонам дороги (Купр.). 15. Им [Серпилиным] владела гордость солдата, не хотевшего верить, что рядом с ним кто-то
плохо
дерется, отступает или бежит (Сим.). 16. Глаза его [Петра Сергеича] глядели
восторженно
и с мольбой, лицо было
бледно
, на бороде и усах блестели дождевые капли, которые тоже, казалось, с любовью глядели на меня (Ч.). 17. — Я надеюсь, вы не найдете моего вопроса нескромным: скажите, ваше сердце до сих пор совершенно
спокойно
?
(Т.).
18. Перед грозой, когда на небе надвигаются темные, свинцовые тучи, бывает
душно
, а нравственная духота уже сидела в нас (Ч.). 19. В зеленой листве задумчивых лесов уже золотились отжившие листки, а потемневшие поля глядели
тоскливо
и
печально
(Ч.). 20. И забываю мир — и в сладкой тишине Я
сладко
усыплен моим воображеньем, и просыпается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем (П.). 22. Все
тихо
. Вдруг над девой утомленной, Шурша, парит архангел окрыленный (П.). 23. Все мертво… на брегах уснувших, Лишь ветра слышен легкий звук (П.). 24. Может быть, [доктор Крупов] был хороший врач тела, но за душевные болезни принимался
неловко
(Герц.). 25. – Мне вдруг стало так
неловко
и так
совестно,
что я закрыл лицо руками
(Т.).
26. Совершенное отсутствие всякой определенной деятельности
невыносимо
для человека (Герц.). 27. [Любонька]: — Как уйду в липовую аллею да сяду на лавочке в конце ее и смотрю в даль, — тогда мне
хорошо
; …не то чтоб
весело
, скорее
грустно
— но
хорошо грустно
(Герц.). 28. Так как нашествие французов было
неожиданно,
то я должна была употребить весь запас провизии, назначенный на обед, им на завтрак (Пан.). 29. Мне было очень
приятно
, напоив французов чаем, проститься с ними. Дюма уверял, что с тех пор, как приехал в Петербург, первый день провел так
приятно,
и в самых любезных фразах выражал мне свою благодарность за прекрасный обед и радушное гостеприимство (Пан.). 30. Сложа руки нельзя было оставаться, я оделся и вышел из дому без определенной цели. Это было первое несчастье, падавшее на мою голову. Мне было
скверно
, меня мучило мое бессилие (Герц.). 31. В комнате было
уютно, чисто
и всегда
хорошо
пахло (Ю.Г.). 32. Вернувшись из заграничного плавания, Скворцов вдруг
совершенно неожиданно
для себя, увидел, что Антонина ему обрадовалась (Ю.Г.).

Упражнение 9. Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы: 1) к категории состояния; 2) к имени существительному.

1. Наступила пора

полевых работ и
пора
туманов, которые, скапливаясь по ночам в оврагах, над низинными лугами и речками, расползались затем по полям и пашням, скрывая работающие на них тракторы (Ан.). 2.
Пора, пора
насмешкам света Прогнать спокойствия туман: Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? (Лерм.). 3. Уже сейчас надвигалась
пора
грустных воспоминаний.
Пора
, которая будет длиться всю жизнь (Дуд.). 4. Он в последние дни мучился думами: продавать ли барана? Баран стар, но продавать его не
след
, не
время
. Продавать нужно было бы хлеб (Бун.). 5. Осень подходит. Это любимое мое
время
— здоровье мое обыкновенно крепнет –
пора
моих литературных трудов настает (П.). 6. Все
время
мое отдано работе, часу нет свободного.
Время
летит быстро, неприметно (Г.). 7. Он [Петр Сергеич] понимал, что плакать нужно и что для этого наступило
время
(Ч.). 8. Видя, как страшно побледнел Дюрок, я подумал, что тут и конец всей истории и наступит
время
палить из револьвера, а потому приготовился (АГ.). 9. Негров хотел смертельно спать;
время
для доклада о перехваченной переписке было дурно выбрано: человек сонный может только сердиться на того, кто мешает ему спать (Герц.). 10. – Не
время
мне разбирать, да и не вижу я без очков (Ч.). 11.
Грех
вам человека зря оговаривать (Ник.). 12.
Неохота
мне его видеть (Ю.Н.). 13. У нее [Гелли] пропала всякая
охота
разговаривать (АГ.). 14. Женщина, явившаяся перед ним в этой глуши, была так проста, так наивно естественна и так полна силы и ума, что у Бельтова прошла очень скоро
охота
интриговать ее (Герц.).

Упражнение 10. Разграничьте формы степеней сравнения категории состояния, наречий, имен прилагательных.

1. Проходили дни, недели, месяцы, и пустота, одиночество становились все глубже и невыносимее (Пр.). 2 Богословский не замолчал, а стал говорить еще энергичнее и громче, чем раньше (Ю.Г.). 3. Человеку труднее всего увидеть самого себя и понять, каким он был много лет назад, на войне (Гр.). 4. Вот это позднее чувство к своим ушедшим родителям, когда они становятся нам ближе и понятней, чем наши взрослые дети, когда мы проходим, проживаем год за годом их чувства к нам, — было ли это предусмотрено природой? (Гр.). 5. Очки Александр Маркович поднял на лоб, от белой шапочки лицо его стало строже и печальнее (Ю.Г.). 6. Лес был много древнее Дика, а сам лес древнее человека, и здесь у каждого были свои связи и свои различия, переступить которые им было не дано (Пр.). 7. Когда на него [Раскина] находила хандра, он играл отрывки из «Хованщины», чаще всего сцену гадания, и пел щемящие слова о «великой страде печали» и «заточении в дальнем краю» (Пауст.). 8. Не знаю, отчего мне все делалось грустнее и грустнее, будто темная туча поднялась из глубины души (Герц.). 9. Милое, дорогое, незабвенное детство! Отчего оно, это навеки ушедшее невозвратное время, отчего оно кажется светлее, праздничнее и богаче, чем было на самом деле? (Ч.). 10. Имея от природы романтическое воображение, я всех сильнее был привязан к человекy, коего жизнь была загадкой и который казался мне героем таинственной какой-то повести (П.). 11. По мере того как мы подходили к окраинам, звуки менялись, становились тише и мелодичнее (Пауcт.). 12. Счастье найти не так уж трудно, вот сберечь его гораздо труднее (Пауст.). 13. Человек, знающий жизнь растений и законы растительного мира, гораздо счастливее того, кто не может отличить ольху от осины или клевер от подорожника (Пауст.). 14. Увлекать с трибуны, учить с кафедры гораздо легче, чем воспитывать одного ребенка (Герц.). 15. Чем ближе к весне, тем чаще остров был затянут туманом (Пауcт.). 16. Все дальше звенят колокольцы. Все дальше… все ближе покой. Порадуйся позднему солнцу, Красе кучевых облаков (Черн.). 17. Ты улыбнешься. Распахнешь окно, И в комнате твоей Светлее станет (Черн.). 18. — Я так думаю, надо нашим идти. Нам-то ближе. Верней. И разведчики наши глубже знают район (О.К). 19. Смелость решительно покинула меня, и наше молчание после слов, почти близких к признанию, стало еще тягостнее (Купр.). 20. В дивизии знали: где черная бурка полковника или эта шинель, там и счастье удачи. Там все начинает вертеться быстрей. Там отважнее, энергичнее бойцы. Там плoтней, эффективней огонь поддерживающих орудий. Там верней, а потому, значит, бескровней для наступающих решение штаба (О.К.).21. Когда луна скрылась, я почувствовал себя лучше: в тьме есть гарантии, важные злодеям и жертвам (А.Г.). 22. Я чувствовал, что мое общество становится ей [Корриде] все тягостнее (АГ.). 23. Все жарче полымя рябины, Туманы резче, Лес сквозней (В. Мих.). 24. Все ласковей, Неугасимей Приметы осени во всем: Пройдет в ночи косяк гусиный, надрывно вскрикнув за селом (В. Мих.). 25. Я остановила Панаева от поездки в Петербург на том основании, что благоразумнее сохранить вызов в тайне (H.). 26. Чем кровнее, чем сильнее вживается художник в вопросы современности, тем сильнее они Выразятся под eгo кистью (Герц.). 27. Только тот, кто больше, глубже знает какой-либо предмет, кто имеет сказать что — либо новое, тот только может быть литератором (Р.) 28. Уже солнце садилось, уже заиграл сводный оркестр рядом, В саду Народного дома, уже стало легче дышать, когда они посмотрели всех зверей и поднялись по ступенькам на террасу ресторана (Ю.Г.). 29. Они выбрали столик поуютнее, в уголку террасы, возле ели, раскинувшей ветви на самой террасе, сбросили со скатерти рыжие иглы и уселись в приятно скрипнувшие плетеные кресла (Ю.Г.). 30. А профессор Романов в движении своих размышлений Пошел куда как дальше, переступив, казалось, философские понятия – необходимоcть и случайность — как формы знания, отражающие процесс объективного мира (Ив. С.).

Упражнение 11. Укажите, какой частью речи является слово в сравнительной степени (1. Прилагательным; 2. Наречием; 3. Категорией состояния). Установите различия между омонимичными словами.

1. В полях было тихо, но тише

в лесу, и как будто
светлей
. (Н. Некрасов.) 2. Чем дале — деревья все
выше,
а тени
длинней
и
длинней
. (Н. Некрасов.) 3. Девушки ничего не ответили ей, только лица их стали
суровее.
(Г. Николаева.) 4.
Веселее
в селе, когда нет заколоченного дома.(В. Солоухин.) 5. Наутро войдешь в сад – еще
гуще
, еще обильнее осыпаны кусты зрелой малиновой ягодой.(В. Солоухин.) 6. О буйные ветры,
скорее, скорей
!
Скоре
й нас сорвите с докучных ветвей.(Ф. Тютчев.) 7. Все настойчивее, крепче, резче ударял по кибитке ветер,
чернее, суровее
становилось небо, все круче, стремительнее, быстрее взвивались снежные хлопья.(А. Чехов.) 8. Облака плыли
медленнее
. (М. Горький.) 9. Все
развесистее
и
коряжистее
становились яблони; все гуще разрастался терновник, быстро распространяясь вширь.(В. Солоухин.) 10. Слон живописец написал пейзаж, но
раньше
, чем послать его на вернисаж, он пригласил друзей взглянуть на полотно.(С. Михалков.) 11. Порой друзья
страшнее,
чем враги.(С. Маршак)

Упражнение 12. Укажите, какой частью речи является слово в сравнительной степени (1. Прилагательным; 2. Наречием; 3. Категорией состояния). Установите различия между омонимичными словами.

1. Дети сегодня оделись теплее

.2. Ты прав: поэту
легче
жить – в свободном слове есть отрада.
(Н.Некрасов)
3. Я последнюю песню пою для тебя – и тебе посвящаю. Но не будет она веселей, будет много печальнее прежней, потому что на сердце
темней
и в грядущем еще
безнадежней
.
(Н.Некрасов)
4.
Теплее
греет солнце.5. С твоим талантом стыдно спать, еще
стыдней
в годину горя красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать.
(Н.Некрасов)
6.Скоро станет
теплее
.7. Чем дале – деревья все
выше
, а тени
длинней
и
длинней
.
(Н.Некрасов)
8
.
Всем стало
веселее
.9. Стали дни
холоднее.
Маяковский.)

Синтаксическая роль наречий в форме степеней сравнения

Наречия в фор­ме сте­пе­ней срав­не­ния пояс­ня­ют гла­гол. В пред­ло­же­нии они явля­ют­ся, как пра­ви­ло, обсто­я­тель­ством. Отличаем их от омо­ни­мич­ных форм каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, кото­рые высту­па­ют в роли глав­но­го чле­на пред­ло­же­ния — ска­зу­е­мо­го.

Примеры

Почуяв лако­мый кусо­чек, соба­ка подо­шла ко мне (как?) бли­же.

Наш коло­дец (каков?) бли­же к дому, чем у сосе­дей.

Запах чере­му­хи (каков?) силь­нее всех весен­них цве­тов.

Кузнец уда­рил моло­том по нако­вальне (как?) силь­нее всех.